Бесперспективный проект «Каматейнер» — путь в никуда?

Бесперспективный проект «Каматейнер» — путь в никуда?
Амбициозный, но как показало время, бесперспективный проект  компании «Камаз» — «Каматейнер» — похоже закрылся. Затраты на него по самым скромным подсчетам составили не менее 20 млн рублей. С реализацией проекта «Камаз» опоздал... лет на 25. Но кто знает, если бы два талантливых камазовских конструктора в 70-х годах прошлого века не заспешили в Москву со своей идеей в обход директора Льва Васильева, возможно, транспортировка грузов в СССР, а теперь и в России была бы совсем не такой, какой она существует сегодня.

Проект эстафетной перевозки грузов с использованием универсального съемного кузова-контейнера Swapbody («Каматейнер») мог бы стать основой системы грузовой транспортировки по территории пяти районов Татарстана. Об этом в 2014 году было заявлено на совместной итоговой коллегии минпромторга и минэкономики Татарстана

Обращаясь тогда к участникам коллегии, президент РТ Рустам Минниханов подчеркнул, что «сегодня республике Татарстан необходимо думать о конкретных шагах и новых проектах, чтобы добиться роста экономики не менее 5–6 %. Иначе говорить о дальнейшем развитии сложно!»

Универсальное шасси «Каматейнер», как отмечалось на коллегии, может стать базовой площадкой для транспортировки грузов по территории Татарстана в рамках Камского инновационного территориально-производственного кластера, в состав которого входит пять районов республики общей площадью более 7500 кв. км. Он является самым крупным центром промышленного производства республики с ежегодным объёмом отгруженной продукции 600 млрд рублей.

Мало кто знает, что сама идея проекта «Каматейнер» далеко не нова по своей сути. Просто на «Камазе» довольно часто многие перспективные разработки, не получившие в свое время одобрение у руководства предприятия, ложились что называется под сукно до лучших времен. Так случилось и в этом случае. И если бы два талантливых камазовских конструктора в 70-х годах прошлого века не заспешили в Москву со своей идеей в обход директора Льва Васильева, то возможно транспортировка грузов в СССР, а теперь и в России была бы совсем не такой, какой она существует сегодня.

Движение бы грузов осуществлялось с помощью съемных кузовов на плечевом расстоянии в 200-300 км, а не длинномерными 16-25-метрорыми фурами, перемещающими грузы за 1000 и более километров от точки А до точки Б.

Тогда в 70-80-е годы хватило бы простой одобрительной отмашки от министерства транспорта, сегодня для реализации концепции «Каматейнера» недостаточно и поддержки со стороны правительства РФ.

Времена нынче не те. Глобальные проекты требуют больших денег, исчисляемых миллиардами рублей. История в 70-х годах с идеей съемных кузовов на шасси «Камазов» закончилось плачевно. Узнав о об инициативе конструкторов в числе последних Лев Васильев сделал все для того, чтобы похоронить ее. И практически до 2012 года никто о «Каматейнере» не вспоминал. Пока этой идеей не проникся сам генеральный директор «Камаза» Сергей Когогин.

Универсальное шасси «Каматейнер» — новый инновационный продукт «Камаза», который может стать основным механизмом достижения глобальных целей «Транспортной стратегии России–2030», принятой правительством РФ в 2012 году. Его цель — в 2–4 раза повысить производительность транспортных систем, в том числе за счёт увеличения коммерческой скорости товарных партий грузов от отправителя до потребителя (в 2–3 раза).

Реализация проекта позволила бы снизить энергопотребление транспорта на 30 % и повысить рентабельность перевозок в 2–3 раза.

Основная идея проекта «Каматейнер» заключается в перевозке грузов методом эстафетной доставки с помощью универсального съёмного кузова-контейнера. В рамках проекта в 2013 году ОАО «Камаз» и НПО «Ростар» разработали автомобиль — Камаз-65117 в специальной комплектации на пневмоподвеске (передней и задней). Автомобиль успешно прошёл тестирование в ФГУП «Почта России». Идеей заинтересовалась и такая крупная компания, как розничная сеть «Магнит».

«Нам понравилась сама концепция транспортировки грузов», - заявил представитель «Магнита» Николай Семеновых. Он отметил, что при их развитой сети магазинов, раскиданных по все стране, этот метод доставки товаров оказался бы самым приемлемым – машинам не приходилось бы по нескольку дней «застревать» в городах, освобождая фуры от грузов. Но оттолкнуло другое. Во-первых, неготовность завода обеспечить потребность компании автомобилями и съемными контейнерами в кратчайшие сроки, во-вторых сам автомобиль, созданный на шасси Камаз-65117 с устаревшей кабиной. В сущности,  

кабина и оказалась слабым местом в автомобиле «Каматейнер».

Ритейлер осуществляет доставку товаров фурами MAN из серии TGA в сцепке с прицепами, уровень кабин которых соответствует мировым стандартам по созданию комфортных условий для водителей. Все кабины оборудованы спальным местом. Всего этого в кабине «Камаза» – «Каматейнера» нет.

«Камаз» как минимум лет на 20-25 опоздал со своим «Каматейнером», - рассуждает представитель московской транспортной компании «ПЭК» Виталий Новиков. Сегодня рынок грузоперевозок сформировался. Крупные перевозчики с автопарком от 100 и более автомобилей не станут кардинально менять свою транспортную логистику и вкладывать в это деньги. Он отметил, что если государство не будет принимать в этом участие, то у проекта будущего по большому счету нет.

По последней информации, полученной с завода «Камаз»,

в прошлом году с конвейера компании не сошло ни одного автомобиля с концепцией «Каматейнер».

В дочерних предприятиях «Камаза» по выпуску прицепной техники – «Нефазе» и «Ставропольском заводе автоприцепов» - также подтвердили, что выпуском контейнеров под автомобиль «Каматейнер» не занимались.Это может говорить о том, что кроме проявленного интереса к автомобилю грузоперевозчиками, никто из них так и не решился сменить свою уже отработанную за годы работы на рынке грузоперевозок систему транспортировки грузов с помощью полуприцепов.

Да и участь самого опытного образца «Каматейнера» - автомобиля Камаз-65117 находящегося у компании «Ростар» оказалась, увы, незавидной. Как удалось выяснить машина вместе со съемным контейнером выставлена на продажу…

«При нынешнем положении в экономике страны в ближайшие годы «Камазу» будет не до инновационных проектов», - считает эксперт аналитического агентства АК&М Николай Миронченко. У компании сейчас будет стоять задача сохранить объемы производства, достигнутые в прошлые года, чтобы удержать в России лидирующую долю рынка. Он отметил, что

такой масштабный проект, как «Каматейнер» в одиночку «Камазу» не вытянуть – нужны огромные инвестиции, которые в условиях кризиса никто не даст – ни государство, ни частные инвесторы.

«К сожалению транспортировка грузов сегодня осуществляется частными компаниями – грузоперевозчиками, которым, скорее всего, проект оказался мало интересен. Поэтому в ближайшей перспективе о развитии «Каматейнера» компании придется забыть. Впрочем, проект может заинтересовать грузоперевозчиков, которые захотят открывать свой бизнес «с нуля». Пока же можно констатировать, что будущее у проекта – туманно», - резомировал эксперт.

Фото: kazanfirst.ru

Александр Жидких

Kazanfirst

Бульдожья хватка
Фурам не запретят ездить по Астрахани - несмотря на транспортный коллапс
Татарстанская таможня - «Ваш Быт»: балканский гамбит
Ремонт - дело тонкое, или Реанимация двигателя
"Обувь" для карьерных гигантов: прочная, термоустойчивая, износостойкая