Безопасность движения грузового транспорта: шины и тормоза

Безопасность движения грузового транспорта: шины и тормоза
«Крепче за баранку держись, шофер!» Помимо соблюдения этого призыва из песни известного советского кинофильма, безопасная езда грузового транспорта зависит от многих факторов, главными из которых являются мастерство и опыт водителя, а также состояние тормозной системы автомобиля и его шин.

Владельцы грузового транспорта и  его водители не понаслышке знают, насколько важен правильный подбор «обуви» для автомобиля, понимая, что от этого зависит не только безопасная эксплуатация их машин, но и общая безопасность на дорогах, жизнь и  здоровье водителей и  пешеходов. Грамотно выбранные шины для грузового автотранспорта не только способствуют большему комфорту движения, исключая повышенный шум, но и значительно улучшают такие технические характеристики автомобиля, как потребление горючего, динамику разгона, эффективность торможения, управляемость и устойчивость при движении.

В  наши дни рекламируется огромное количество шин для грузовых автомобилей от разных производителей — отечественных и зарубежных. Возникает вопрос: как не ошибиться и  сделать правильный выбор?

Разумеется, необходимо учитывать время года и климатические условия. Все транспортные средства, как легковые, так и грузовые, со сменой времен года нуждаются в периодической замене зимних шин на летние и  наоборот.

У  сезонных шин разный рисунок протектора, и нужно знать, что несвоевременная замена летней резины на зимнюю может привести к трагическим последствиям. Кроме того, использование зимней резины в теплое время года приводит к ее ускоренному износу.

Протектор на шинах грузовых автомобилей следует подбирать сообразно дорожному покрытию. При эксплуатации транспорта в  условиях плохих дорог рекомендуется применять шины с направленным рисунком протектора или резину повышенной проходимости. А  шины, на которых универсальный рисунок протектора (он выполнен в виде ребер или шашек), могут использоваться на разных дорогах.

По своему профилю грузовые шины подразделяются на шины обычного профиля, сверхнизкого, широкопрофильного, низкого и  на арочные. Если вас больше всего беспокоит управляемость и  устойчивость грузового автомобиля, и  вы хотите обеспечить эти качества, нужно использовать резину низкого профиля. А  проходимость грузового транспорта по плохим дорогам может быть увеличена за счет широкопрофильных шин. При езде в условиях бездорожья и по мягкому грунту лучше всего использовать бескамерные арочные грузовые шины.

Важнейшая информация о  шинах приведена на их маркировке. Например, буквы T, Z, F, D обозначают положение грузовых шин на автомашине. D — только ведущие колеса; Z — колеса, которы-ми управляют и другие; F — управляемые колеса; Т — грузовые шины для прицепов.

О  чем еще нужно помнить при выборе грузовых шин? В первую очередь, надо посмотреть на  дату изготовления изделия, которая, в  отличие от привычных параметров: числа, месяца и  года, записывается по стандарту: неделя изготовления и год изготовления.

Гарантийный срок со дня изготовления грузовых шин составляет пять лет. Поэтому, получив точную информацию, следует воздерживаться от приобретения шин с  истекающим или истекшим гарантийным сроком.

Недопустимо устанавливать шины разных типоразмеров и  профиля на одну ось грузового автомобиля. Надо также помнить: для некоторых типов шин имеет значение направление вращения. На  таких шинах обозначена стрелка, показывающая направление вращения колеса машины, что важно для обеспечения адекватного динамического поведения шин.

Геометрия шины — маркировка геометрических данных проводится по сокращенной формуле. Например: 195/55R16  означает, что шина имеет ширину 195 мм (между самыми удаленными точками), высота ее борта составляет 55 % от ширины шины (в этом примере — 107 мм) и что шина предназначена для 16- дюймовых колес. Иногда в  США и  Европе используется маркировка, указывающая полный диаметр шины, а  не высоту ее борта. В нашем примере диаметр 16-дюймового диска равен 406  мм. Если добавить к этому значению двойную высоту шины (дважды по 107 мм), то получим полный диаметр шины, равный 620 мм. Таким образом, шина 95/55R16 может быть обозначена как 195/620R16. Данный метод маркировки распространен и  в  Японии.

Навстречу пожеланиям клиентов

Сказать, что рынок шин для грузовых автомобилей в стране насыщен, означало бы отделаться скороговоркой. Он просто переполнен, и  клиенту необходимо, прежде всего, самому себе ответить на вопрос, какую именно продукцию он желает приобрести: отечественные марки или престижные мировые бренды, а  может быть, и  те шины из Китая, которые при относительно невысокой стоимости вполне удовлетворят его по качеству и долговечности.

Екатеринбургская компания «Урал-Шина» является дистрибьютером шинной группы заводов ОАО «Кордиант», в которую входят Волжский, Ярославский, Омский и  Уральский шинные заводы.

«Кордиант» — ведущий российский производитель грузовых шин. Его доля в общем объеме производства шин РФ по итогам 2012 года в сегменте легкогрузовых шин составляет 25 %, а грузовых — 33,5 %. Компания тесно сотрудничает с ведущими зарубежными производителями и имеет прямые контракты с Yokohama, Michelin, BF Goodrich, Tigar, GoodYear, Nokian Tyres, также предлагая продукцию зарубежных производителей.

Также отечественные шины для грузовых автомобилей в регионе предлагают торговое предприятие «Шинторг», «Росшина-стандарт» (эта компания предлагает шины Алтайского шинного комбината), «Химпродукция» и ООО «Торговая компания «Большие Колеса» из г.  Екатеринбурга, Компания «АС» и компания «Алекс Шина» из Челябинска, «Русшина» из Тюмени и многие другие.

Кстати, упомянутая компания ООО «Большие Колеса» в последнее время предлагает китайские шины для грузовиков GoodRide. История этой марки берет начало с 1958 года. Однако последние годы заводы корпорации переоборудовались технически, и это вывело качество продукции на приемлемый уровень. Продукция Goodride получила сертификаты международного образца качества шины — американского министерства транспорта (DOT), сертификат Экономической Комиссии Европы (ECE) и бразильской INMETRO.

Шины для грузовых автомобилей Goodride в  Екатеринбурге предлагают также предприятия «Росшина-стандарт», ТК «Магистрали» и «ТД-Шина». Специалисты отмечают: в  китайской продукции этой марки удачно подобран комбинированный рисунок протектора, который обеспечивает хорошее сцепление с  поверхностью и  сопротивление скольжению.

Среди китайской продукции можно отметить бренд Trianlge, который на рынке шин активно продвигает ООО «РезинаМагазин», работающий в  Екатеринбурге и  Челябинске. Модель Trianlge TR609 специально разработана для легких грузовиков. В процессе изготовления этой шины были использованы новейшие материалы и современное оборудование, а рисунок протектора шины разрабатывался с применением метода компьютерного моделирования. Шина характеризуется повышенной надежностью, устойчивостью и отличной износостойкостью. Волнистые канавки протектора подчеркивают универсальность шины и  быстро удаляют воду из протектора, предотвращая аквапланирование.

Triangle TR646 — всесезонная шина. Она применяется на легких грузовиках и микроавтобусах. Дан-ная модель получила огромную популярность среди владельцев «Газелей» и различных других коммерческих грузовиков, так как имеет отличное качество и  при этом небольшую стоимость. В  ассортименте компании широко представлены шины радиальной конструкции для легковых и грузовых автомобилей, автобусов, спецтехники, крупногабаритные шины радиальной и диагональной конструкции.

ООО «Тюменская Шинная Компания» предлагает автошину, которая предназначена для грузовых автомашин различной грузоподъемности для движения по автострадам и дорогам общего назначения под китайской маркой Ling Long. Она имеет универсальный рисунок протектора и обладает привлекательным соотношением цены и качества.

Тех, кто предпочитает проверенные временем известные мировые бренды, могут заинтересовать грузовые шины «T» от фирмы Kormoran, входящей в крупный шинный холдинг Michelin, штаб-квартира которого находится во Франции. Они являются современными универсальными всесезонками с цельным металлическим кордом и невероятной грузоподъемностью. Эти шины называют самым удачным решением для осей традиционных прицепов и прицепов с низкими рамами, которые перевозят ответственные грузы.

Какая модель грузовой шины считается в России одной из самых востребованных? Многие ответят, что это Bridgestone М729. И будут правы! Ее используют только на ведущих осях автомобилей. Это универсальная шина для магистральных тягачей как во время длительных междугородних перевозок, так и для поездок по городу. Японская корпорация является признанным мировым лидером по производству покрышек самого высшего качества, и это вновь доказывает новинка, разработанная на американском предприятии, входящем в концерн. Это грузовая шина Firestone FS400. Она специально разработана для передней оси для перевозок на дальние расстояния. Прекрасная управляемость на сухой и мокрой дорогах, выталкиватели камней в центральной части протектора, пониженная шумность, благодаря применению новой технологии Sound Barrier, высокая износостойкость — список достоинств можно продолжать долго.

Высокая репутация у  шин для грузовых автомобилей от производителя покрышек — американской компании GoodYear. Популярностью пользуется, например, марка Regional RHD 2, которая относится к  всесезонному типу. Она рекомендуется для установки на ведущие оси грузовиков. Шина идеальна для передвижения по мокрым и обледеневшим поверхностям.

Тормозя, тормози!

Безопасность дорожного движения зависит от многих факторов, в  том числе от скорости и  соблюдения правильного режима торможения. С  увеличением мощности моторов грузового автотранспорта и  по мере роста габаритов и  массы грузовиков требования к  эффективности тормозных систем автомобилей многократно возросли, тем более что количество транспорта в стране с каждым годом продолжает увеличиваться.

Как известно, после нажатия на педаль тормоза автомобиль начнет замедляться не сразу, а через некоторое время. Для автомобилей с гидроприводом тормозов (все легковые и часть грузовых) это время составляет 0,1–0,3  секунды, а  для машин с пневмоприводом (грузовики средней и большой грузоподъемности) — 0,3–0,5 сек. Еще некоторое время (0,36–0,54 сек) понадобится для нарастания тормозного усилия от нуля до максимума.

На  эффективность торможения сильное влияние оказывают свойства дорожного покрытия, особенно образование снежного наката и  гололеда, что характерно для северных регионов России. Но  стремительное развитие науки привело к широкому внедрению ее новейших достижений, в частности, в электронике, и в сферу грузовой автомобильной техники. И ныне для более надежной работы системы торможения на многих моделях грузовых автомобилей активно стали применяться такие системы, как антиблокировочная система тормозов; усилитель экстренного торможения; система распределения тормозных усилий; электронная блокировка дифференциала и  антипробуксовочная система.

Антиблокировочная система тормозов (ABS) устроена таким образом: при торможении датчик отслеживает скорость вращения колеса по зубчикам диска и в момент, когда колеса блокируются, подает сигнал на блок управления, который в свою очередь дает команду модулятору снизить дав-ление в  тормозном контуре. По  мере снижения давления тормозные колодки отпускают колеса, те начинают вращаться — сцепление колес с дорогой и управляемость при торможении не ухудшаются. Можно продолжить торможение, повторяя цикл многократно в течение всего времени, пока водитель жмет на педаль тормоза.

Немаловажное обстоятельство: грузовой автомобиль с ABS во время торможения управляем, и состав с прицепом не складывается, если прицеп тоже оснащен ABS.

Мировая статистика показывает, что после внедрения на автотранспорте ABS число жертв ДТП существенно снижается.

С  2002  года предприятия, входящие в  Межгосударственную финансово-промышленную группу «Аэрокосмическое оборудование», производят и  снабжают антиблокировочной системой тормозов крупнейшие заводы «тяжелого» автопрома — «КАМАЗ», «НефАЗ», «ПАЗ», «ЛИАЗ» и  «Урал». Грузовики по-следних моделей выходят с заводов, в том числе в комплектации с ABS.

В  последнее время, реагируя на пожелания владельцев грузовиков, некоторые предприятия стали предлагать такие услуги, как установку ABS на грузовики, не оборудованные этой системой. Так, например, ООО «АвтоКомфорт» из Челябинска предлагает своим клиентам это применительно к  грузовым машинам «КАМАЗ», «МАЗ», «УРАЛ», «ЗиЛ» и  «ГАЗ». Предприятие готово по желанию клиента установить ABS на прицепы и  полуприцепы разной модификации. Обученный персонал с сертифицированным оборудованием ООО «Авто-Комфорт» производит установку ABS на транспортные средства, которые ранее не были оснащены ABS, как на своей производственной площадке, так и с выездом на территорию клиента.

ООО «ТД«УралЛегоСервис» из г.  Миасса Челябинской области — компания, которая занимается переоборудованием грузовых автомобилей и  установкой дополнительного оборудования на коммерческий транспорт в  соответствии с  требованиями ДОПОГ и ЕСТР и других нормативно-правовых актов. Предприятие предлагает услуги по установке антиблокировочной системы тормозов и  УОС — устройств ограничения скорости. Кроме того, ООО «ТД«УралЛегоСервис» производит дооборудование грузовых машин, прицепов, полуприцепов, устанавливая компоненты износостойкой тормозной системы.

В Екатеринбурге установкой системы ABS на автомобили «МАЗ», «КАМАЗ», «УРАЛ», «ЗиЛ», «КРАЗ», а также на прицепы и полуприцепы «МАЗ», «Одаз», «ЧМЗАП» занимается компания «Грузавто-ЕК». Ра-бота выполняется опытными специалистами с применением качественных комплектующих деталей.

Для повышения безопасности

Современный грузовой автомобиль устроен так, что на заднюю ось приходится меньшая нагрузка, чем на переднюю. Поэтому для сохранения курсовой устойчивости автомобиля блокировка передних колес должна наступать раньше задних колес. Система распределения тормозных усилий предназначена для предотвращения блокировки задних колес за счет управления тормозным усилием задней оси. При резком торможении автомобиля происходит ополнительное уменьшение нагрузки на заднюю ось, так как центр тяжести смещается вперед. А задние колеса при этом могут оказаться заблокированными.

Все чаще в  конструкции грузовых автомобилей применяется система распределения тормозных усилий, которая представляет собой программное расширение антиблокировочной системы тормозов. Другими словами, система использует конструктивные элементы системы ABS в новом качестве.

Работа системы циклична и  состоит их трех фаз: удержание давления; сброс давления и  его увеличение. По  информации датчиков угловой скорости колес блок управления ABS сравнивает тормозные усилия передних и задних колес. Когда разница между ними превышает заданную величину, включается алгоритм системы распределения тормозных усилий. На основании разности сигналов датчиков блок управления определяет начало блокирования задних колес. Он закрывает впускные клапаны в  контурах тормозных цилиндров задних колес.

Давление в контуре задних колес удерживается на текущем уровне. Впускные клапаны передних колес остаются открытыми. Давление в  контурах тормозных цилиндров передних колес продолжает увеличиваться до начала блокирования передних колес. Если колеса задней оси продолжают блокироваться, открываются соответствующие выпускные клапаны и  давление в  контурах тормозных цилиндров задних колес уменьшается.

При превышении угловой скорости задних колес заданного значения давление в контурах увеличивается. Так производится торможение задних колес. Работа системы распределения тормозных усилий заканчивается с  началом блокирования передних, то есть ведущих колес. При этом в работу включается система ABS.

Электронная блокировка дифференциала также все чаще применяется в новых моделях грузовых автомобилей. Она предназначена для предотвращения пробуксовки ведущих колес при начале движения машины, разгоне по скользкой трассе, движении по прямой и  на поворотах за счет подтормаживания ведущих колес. Эта система срабатывает при проскальзывании одного из ведущих колес. Она подтормаживает скользящее колесо, за счет чего на нем увеличивается крутящий момент. Так как ведущие колеса соединены симметричным дифференциалом, на другом колесе, обладающем лучшим сцеплением, крутящий момент также увеличивается.

Помните: данная система блокировки эффективно работает только в  диапазоне скоростей от 0  до 80  км/час.

Хотя система электронной блокировки дифференциала (EDS) сконструирована на основе антиблокировочной системы тормозов, в  отличие от системы ABS, в  конструкции электронной блокировки дифференциала предусмотрена возможность самостоятельного создания давления в  тормозной системе. Для реализации данной функции служит насос обратной подачи и два электромагнитных клапана — по одному на каждое из ведущих колес — они включены в  ги-дравлический блок ABS.

Электронная блокировка дифференциала, устанавливаемая на грузовых автомобилях, как правило, является составной частью антипробуксовочной системы, которая представляет собой электрогидравлическую систему автомобиля и  позволяет упростить управление машиной на влажной и сырой трассе. Она предназначается для ликвидации потери тяги посредством контроля за пробуксовкой ведущих колес. В реальном времени с помощью датчиков отслеживается скорость вращения колес и если вдруг обнаруживается начало пробуксовки одного из них, то система вычисляет наилучший вариант восстановления сцепления с  дорогой и  обеспечивает уверенную управляемость и  максимально эффективный разгон автомобиля.

Противобуксовочное воздействие в  системе обеспечивает насос обратной подачи совместно с дополнительными электромагнитными клапанами (клапан высокого давления переключающий клапан), установленными на ведущих колесах, связанными в гидравлическом блоке системы ABS. Когда тормозное усилие достигает значения, необходимого для предотвращения пробуксовки, производится удержание давления. Это достигается отключением насоса обратной подачи. По окончании пробуксовки производится сброс давления. При этом впускной и  переключающий клапаны в контуре тормозного цилиндра ведущего колеса открыты. При необходимости цикл работы системы EDS повторяется.

Техника идет вперед семимильными шагами. В целях безопасности движения разрабатываются новые, более совершенные системы. Но главным фактором системы безопасности в  этой сложной системе все равно остается водитель.

Фото: coolinfoo.ru

Спецтехника и нефтегазовое оборудование

Таможенный эксклюзив в Торфяновке скоро ликвидируют
Воронежские перевозчики отказываются ехать на Украину
Отсрочка по тахографам заканчивается
Волгоград стал заложником большегрузов
Новая примета: брачные узы прочнее, когда молодых везет в ЗАГС тягач