Дальнобойщики стали заложниками политических разногласий

Дальнобойщики стали заложниками политических разногласий
Таможенный контроль транспортных средств на границе России и Белоруссии был прекращен с апреля 2011 года. И вот на российско-белорусскую границу возвращаются заторы. Белорусские таможенники тщательно проверяют документы российских дальнобойщиков. А в минувшие выходные дни в СМИ и соцсетях появились сообщения о том, что уже и на выезде из Беларуси в Россию образовались многокилометровые пробки из грузовых автомобилей. Дальнобойщики уверены, что стали заложниками политических разногласий двух стран.

Контрабанду ищут в пробках

Пробка из фур длиной около 15 км скопилась на границе России и Белоруссии на трассе М-1, основной магистрали, связывающей обе страны. Водителям-дальнобойщикам, следующим в Белоруссию, приходится тратить около двух дней на прохождение таможенного контроля. В очереди стоят как российские, так и иностранные водители. Об этом «Газете.Ru» сообщил председатель центрального комитета межрегионального профсоюза «Дальнобойщик» Валерий Войтко.

У стоящих в пробке российских дальнобойщиков белорусские таможенники продолжительное время проверяют документы. По мере возникновения вопросов, претензий и подозрений они принимают решение о тщательном досмотре фур. При этом таможенный контроль транспортных средств на границе России и Белоруссии был прекращен с апреля 2011 года. Такой шаг был сделан в связи со вступлением в силу соглашений о создании Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана, согласно которым транспортный контроль осуществляется на внешних границах Таможенного союза.

В Федеральной таможенной службе (ФТС) подтвердили, что в настоящее время таможенные службы Белоруссии возобновили досмотр грузового автотранспорта на границе с Россией. Российские таможенники на границе с Белоруссией таможенный досмотр пока не возобновляли. Также в ФТС подтвердили наличие затруднений при пересечении грузовым автотранспортом российско-белорусской границы. «Есть информация о единичных случаях», — рассказала ТАСС представитель пресс-службы ФТС Елена Грач, отказавшись комментировать, будет ли возобновлен таможенный контроль с российской стороны.

Между тем, по информации самих водителей, застрявших на границе, продолжительность заторов гораздо выше.

«Стоят в пробке все: и россияне, и прибалты, и белорусы, — сообщил «Газете.Ru» Войтко. — Но только при проверке одни сразу проскакивают погранпереход, а других проверяют с документами.

Весь этот процесс происходит очень долго, можно застрять и на двое суток, — говорит Войтко. — И одно дело, когда их задерживают при проверке, так еще минимум сутки приходится ждать самого перехода границы. Белорусские таможенники тщательно инспектируют все фуры, которые следуют из России в Европу транзитом. А пока проверяются документы, водители вынуждены там мерзнуть. Мне отзванивались несколько ребят — им совершенно непонятно, почему так происходит, ведь все привыкли, что в Белоруссии границу можно проходить достаточно свободно.

Сейчас «хвост» пробки растянулся на 12–15 км. Получается, что там стоит около 700 фур и под конец вчерашнего рабочего дня ситуация не изменилась в лучшую сторону.

Проблемы с пересечением границы возникли исключительно у фур — легковой транспорт пересекает границу в обычном режиме».

Председатель союза уверен, что причиной усиленных проверок белорусскими пограничниками грузовиков, следующих из России, стали политические взаимоотношения между соседними государствами. При этом неприятности ложатся на простых водителей и перевозчиков, которые вынуждены нести серьезные издержки из-за простоев.

«Око за око, зуб за зуб, — говорит Войтко. — Как это и бывает в межгосударственных отношениях.

До этого инцидента фуры усиленно проверяла российская таможня, теперь белорусы отвечают тем же. Что бы они ни объясняли, мы знаем истинные побудительные мотивы.

Государства обмениваются колкостями, а рикошетом все это бьет по водителям и бизнесменам», пишет «Газета.Ru».

"Стоим когда полчаса, а когда - полдня"

В минувшие выходные дни в СМИ и соцсетях появились сообщения о том, что на выезде из Беларуси в Россию образовались многокилометровые пробки из грузовых автомобилей. Корреспонденты ТUT.BY побывали на российском пункте пропуска недалеко от границы с Беларусью - на автодороге М-1 Брест - Минск - граница Российской Федерации (Редьки).

Было около трех часов дня. В этот момент на белорусской стороне трассы - в районе деревни Редьки Дубровенского района - никакого скопления большегрузного транспорта нет. На российской стороне очередь тоже никак не напоминала многокилометровую - в ней было не более 20 фур, в основном с российскими номерами.

Очередь на оживленной магистрали, ведущей в российскую столицу, образуется, пока водители большегрузного транспорта проходят ветеринарный и фитосанитарный контроль груза.

С нами выразили желание пообщаться несколько водителей-белорусов. По их словам, сегодня здесь собралось немного машин: "А бывает гораздо больше". Среднее время ожидания - 2-3 часа. Но день на день не приходится: "Иногда полчаса только простоишь, а иногда и все полдня. Чаще всего три-четыре часа стоишь. А иногда и до семи доходит. Никогда не угадаешь, сколько это продлится".

По словам водителей, такая ситуация в пункте пропуска возникла месяца полтора-два назад.

Михаил едет из Бреста, везет в подмосковную Балашиху рыбную продукцию производства предприятия "Санта Бремор".

"Стоим пока полчаса. Напарник мой понес документы на проверку. Я уверен, что мы везем продукцию нормальную, качественную. Но сколько простоим тут, неизвестно. Могут взять образцы продукции. Бывает, что ее возвращают. Продукцию нашего предприятия, правда, не возвращали, это в основном мяса касается", - поделился Михаил.

Время ожидания дальнобойщики коротают, кто как может. Для них это не столько неудобство личного характера, сколько нарушение рабочих планов и времени, отведенного на дорогу.

"Бывает, что сбиваются сроки поставки. Хуже всего тем, кто едет в Москву. Стоишь тут, время уходит, а потом попадаешь в пробки на МКАД. Туда же лучше всего приехать с 22 часов до 6 утра".

Официальный комментарий от представителей управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Брянской и Смоленской областям нам получить не удалось.

В небольшом помещении, где водители автомобилей проходят контроль, помимо дальнобойщиков и рядовых сотрудников находились также представители руководства Россельхознадзора. По крайней мере, один из них представился начальником одного из управлений центрального аппарата Россельхознадзора, но отказался назвать свое имя.

Чиновник из Москвы не стал отвечать на вопросы корреспондента, объяснив это тем, что "вы не имеете разрешения от Россельхознадзора на нахождение здесь и освещение того, что здесь происходит".

- Вы отказываете в получении информации только потому, что я белорусский журналист?

- Нет, точно так же мы бы поступили с российскими журналистами, не имеющими аккредитации Россельхознадзора.

По словам представителя центрального аппарата этого ведомства, для полноценной работы белорусские журналисты должны были получить разрешение не только Россельхознадзора, но и пограничных, таможенных и транспортных служб соседней страны.

Мониторинг таможни

В пресс-службе Витебской таможни TUT.BY сообщили, что по состоянию на 8 декабря на белорусско-российском участке границы, в зоне деятельности Витебской таможни, очереди легковых и грузовых транспортных средств отсутствуют. Нет их и на участке государственной границы с Латвией - в республиканских пунктах таможенного оформления "Григоровщина" и "Урбаны".

В то же время на белорусско-российском участке границы таможенники, сотрудники милиции и служб фитосанитарного и ветеринарного контроля ведут мониторинг.

"За последние 5 дней было пресечено 7 попыток вывоза на территорию Российской Федерации товаров санкционной группы, по трем фактам вывоза начат административный процесс. Со стороны Российской Федерации за 5 дней мониторинга было приостановлено движение 86 грузовых транспортных средств с общим весом товаров свыше тысячи тонн. По 15 фактам попыток ввоза в Республику Беларусь из Российской Федерации товаров начат административный процесс. Большая часть нарушений связана с полным отсутствием документов, подтверждающих качество товара - фитосанитарных и ветеринарных сертификатов. Материалы дел направлены в суд", - сообщили в пресс-службе.

В качестве одного из примеров таможенники приводят случай задержания 4 транспортных средств, на которых на территорию Беларуси везли продукты общим весом 64,1 тонны. Это были свежемороженая и копченая рыба, сосиски, окорочка куриные, говяжья и свиная печень.

"Причиной возврата данных товаров послужило невыполнение единых ветеринарно-санитарных требований. На товар отсутствовали документы, подтверждающие его качество и безопасность, были нарушены целостность упаковки и условий транспортировки", - пояснили в пресс-службе Витебской таможни.

Рейды УВД

Оперативно-профилактические мероприятия на участке государственной границы проводят и сотрудники УВД Витебского облисполкома.

В частности, 5 декабря возле деревни Редьки неработающий житель Могилевской области перевозил 145 литров коньячного спирта на сумму 8,7 млн рублей без соответствующих документов.

В тот же день в деревне Ляды Дубровенского района остановили пенсионерку из Могилевской области и минчанина. Оба перевозили алкогольную продукцию. Женщина - 155,6 литра на сумму 29,9 млн рублей, мужчина - 211,1 литра стоимостью 104 млн рублей. Еще один минчанин, задержанный в Лядах, незаконно перевозил женские куртки и обувь на сумму 20,9 млн рублей.

Во всех случаях грузы изъяты, проводятся проверки.

По материалам Газета.Ru и  TUT.by

Фото: tut.by

Алина Распопова, Татьяна Матвеева

Газета.ру

Грузовики будущего
«У нас сейчас кризис, а период нестабильности в 2008 и 2009 годах мы не ощущали»
Тяжеловес худеть не станет?
Трактора Lamborghini: необходимая роскошь
На голубой огонек