Давление в шинах придется знать

Давление в шинах придется знать
С 1 ноября 2014 г., в соответствии с Правилом Regulation (EC) 661/2009, все новые автомобили категории М1 (легковые автомобили), выпускаемые на дороги стран Европейского Союза, должны оснащаться системами мониторинга давления в шинах. И хотя легкие (LCV) и тяжелые (HDV) коммерческие транспортные средства подобными требованиями пока не обременены, давление в шинах во многом влияет на безопасность вождения.

Первая система мониторинга давления в шинах — TPMS (Tire Pressure Monitoring System) — появилась в 1986 г. Система была установлена на автомобиле Porsche 959 — наверное, самого технологичного и совершенного серийного спорткара 80-х. Несмотря на то, что Porsche 959 никогда не поставлялся в Северную Америку, через 14 лет системы мониторинга давления в шинах были приняты к обязательному использованию именно в США. Документ Act TREAD, принятый Конгрессом США в 2000 г., предписывал, что с 2004 г. выпускаемые автомобили должны быть оснащены автоматической системой, предупреждающей о падении давления в шине больше чем на 25%.

Требование о предупреждении снижения давления в шине больше чем на 25% фактически разрешало применение системы с непрямым измерением давления. TPMS с непрямым измерением используют для оценки давления косвенные характеристики, основанные, как правило, на мониторинге частоты вращения колеса или угловой скорости. Эти показатели, как известно, в общем случае зависят от радиуса качения колеса. А радиус качения, в свою очередь, связан с давлением воздуха в шине. Фактически, TPMS представляет собой алгоритм, добавляемый в программное обеспечение ABS/ESP — недорогое и доступное решение.

TPMS с непосредственным измерением внутреннего давления воздуха в шинах отличаются куда большей точностью. Измерение производится непосредственно с помощью специализированных датчиков, установленных на ободе или шине. Эти датчики способны обнаруживать изменения давления в шине величиной ±0.1 бар.

Для высокой точности показаний кроме измерения давления используются датчики для определения температуры. TPMS, учитывающие температуру в шине, могут рассчитывать изменение давления воздуха из-за нагрева, которое естественным образом возникает в шине при движении автомобиля. Это позволяет автоматически производить соответствующую корректировку системы оповещения. Такая компенсация также позволяет системе обеспечить более раннее предупреждение при возникновении проблем с герметичностью шины.

Несмотря на то, что в США все легковые автомобили и легкие грузовики, начиная с 2008 модельного года (продаваемые после сентября 2007 г.), должны быть оборудованы системами TPMS (Tire Pressure Monitoring System), они пока не смогли полностью решить проблему безопасной эксплуатации шин. Так, по оценкам департамента транспорта NHTSA (National Highway Traffic Safety Administration),

каждый год в Северной Америке погибает около 200 человек в результате 11 тыс. дорожно-транспортных происшествий, связанных с разрушением шин.

Применение TPMS на грузовиках было приостановлено из-за высокой стоимости систем, проблем совместимости между датчиками тягача и прицепа, необходимостью использовать более мощный сигнал и других технических трудностей, ведущих к удорожанию подобных систем. Вместе с этим, TPMS на грузовике — далеко не обуза. В соответствии с исследованием, проведенным Technology & Maintenance Council (TMC), снижение давления в шинах грузовика на 10% увеличивает расход топлива на 1,5%, а превышение давления на 20% уменьшает срок службы на 30%. Отраслевая статистика также показывает на малоприятные факты: 90% выхода шин из строя обусловлены их эксплуатацией со сниженным давлением. Нагрузка на шину, превышающее необходимое давление воздуха в ней, приводит к чрезмерному разогреву шины и, как следствие, ее разрушению. Поэтому давление в шинах должно проверяться ежедневно, а выявленные случаи низкого давления воздуха в шинах должны быть в тот же день устранены. Давление в шине оказывает влияние на характеристики работы систем активной безопасности.

Таким образом,

оборудование грузовика TPMS — мера очень даже экономически оправданная: в среднем, количество коммерческих транспортных средств на дороге, эксплуатируемых с недостаточным давлением, составляет приблизительно 12%.

В настоящее время в Европе доля грузовиков, имеющих TPMS, составляет только 1% для категорий М2 и N1. Среди тяжелых грузовиков категории N3 системы мониторинга давления в шинах встречаются чаще. Ими оборудовано около 3,5% транспортных средств этой категории. Большинство систем установлено как OEM-оборудование. Доля грузовиков, которые были доукомплектованы TPMS, составляет по приблизительным оценкам 10-40%.

По оценкам специалистов, общее количество LCV (легкие коммерческие автомобили) с TPMS непосредственного измерения будет медленно увеличиваться и возрастет до уровня 3% к 2018 г. В то же самое время, системы с непрямым измерением будут активно проникать на рынок, и к 2018 г. будут встречаться почти на каждом третьем легком коммерческом автомобиле. Такое бурное развитие TPMS непосредственного измерения ожидается в связи с конструктивной близостью LCV и легковых автомобилей, что дает возможность использования стандартных решений, выработанных для М1 и адаптированных для LCV.

В сегменте тяжелых транспортных средств к 2018 г. ожидается увеличение доли грузовиков с TPMS до 8%. Движущей силой проникновения систем мониторинга давления в шинах в этом сегменте будет ожидание выгоды от экономии топлива и увеличения пробега шин.

Фото: colesa.ru

Андрей Карасев

Автотрак

Нелегкий путь тяжеловозов
Тюменские депутаты хотели написать о «дорогах смерти» Путину, но обратились к Соколову
Северный морской путь – магистральное направление
85% грузовиков в Нижегородской области ездят с перевесом
Минниханов предупредил Путина о катастрофе