Фуры дуры

Фуры дуры
Мэр Новосибирска Анатолий Локоть предложил закрыть новосибирские дороги для большегрузных автомобилей. Эффект от этой меры город почувствовал 8 октября, во время визита президента Путина. Пока фуры стояли на подступах к городу, горожане впервые за многие месяцы ехали на работу по пустым дорогам. Перевозчики предупреждают, что кислое молоко и испорченные котлеты — меньшее из зол, которые постигнут город, если закрыть городские дороги. Каким будет Новосибирск без фур и исчезнут ли пробки?

Мэр Анатолий Локоть признал: 8 октября, во время визита президента Путина, город пошел на крайние меры, чтобы справиться с заторами. По решению властей большегрузные автомобили остановились на границе — и город на целый день забыл о пробках. Опыт говорит о том, что дорожную ситуацию в Новосибирске обостряют фуры, пришел к выводу мэр на встрече с журналистами. Он уже начал обсуждать проблему с губернатором Городецким — речь шла о том, чтобы принять нормативный правовой акт. Над этим документом власти будут тщательно работать.

Вариантов пока несколько: останавливать большегрузы в «критические моменты» или полностью закрывать дороги днем, как это сделано в Москве.

Последний вариант Анатолий Локоть считает сомнительным. «Но что мы получим? Интенсивное движение ночью. А город у нас спит ночью. Понравится ли это <жителям>, когда тяжелые пойдут автомобили?» — рассудил он.

Мэр подчеркнул, что у города нет полноценных объездов. Нужен юго-западный транзит — на него, как говорилось ранее, нет денег в бюджете.

По данным ТУАД НСО, самый интенсивный поток фур идет через Новосибирск летом. Так, по оживленной трассе К-19р Новосибирск – Ленинск-Кузнецкий с июня по август 2013 года в Новосибирск въехало более 45 тыс. фур. С января по апрель 2014-го — около 26 тыс.

Со стороны Павлодара, по трассе К-17р, Новосибирск принимает по 10–12 тыс. тяжелых грузовиков в каждый летний месяц.

Общее число большегрузов, минующих Новосибирск, никто не подсчитывает, но легко предположить, что речь идет о сотнях тысяч.

Основной поток следует через левый берег — ул. Немировича-Данченко, Петухова, Сибиряков-Гвардейцев и плотину ГЭС. На правом берегу удар принимает на себя Большевистская, рассказали грузоперевозчики.

Чуть больше года назад экс-губернатор Василий Юрченко уже  пытался волевым решением освободить город от фур. Он подписал распоряжение, в котором рекомендовал мэрии запретить тяжеловесам ехать по городу днем.

Старший инспектор отделения пропаганды безопасности дорожного движения ГИБДД по НСО Алексей Толочный о таком запрете не слышал. По его словам, сейчас город периодически закрывают для фур — в гололед, снегопады или в случае форс-мажора. В остальное время большегрузы беспрепятственно въезжают в город.

Зимой они вязнут в снегу и буксуют даже на небольших подъемах — на дорогах скапливаются огромные заторы, а инспекторам ГИБДД приходится искать тягач, чтобы сдвинуть с места груженую фуру. Летом и осенью тяжеловесы затрудняют движение из-за своих габаритов: их место на проезжей части могли бы занять несколько легковых машин. Если убрать большегрузы из потока, на дорогах станет свободней, согласился г-н Толочный. Но перед тем как ограничивать движение, на подъездах к городу нужно оборудовать стоянки и дешевые отели для водителей — сейчас инфраструктуры для дальнобойщиков попросту нет, подчеркнул старший инспектор.

Директор некоммерческого партнерства «Объединение перевозчиков Сибири» Вячеслав Трунаев считает, что система запретов и сейчас хорошо отработана. Когда начинается сильная метель или гололед, водители получают СМС от дежурного инспектора с текстом «город закрыт». Они ищут место для стоянки, а потом спокойно едут в город. Такие катаклизмы случаются несколько раз за зиму, длятся по 2–4 часа и не приносят серьезных убытков.

Если запрет будет действовать каждый день в часы пик или распространится на всё светлое время суток, под ограничение попадут фуры, которые везут продукты с ограниченным сроком хранения.

Творог, молоко, детское питание или мясные полуфабрикаты целый день будут простаивать под Новосибирском и попадут на прилавок несвежими — убытки понесут не только перевозчики, но и торговые сети, которым придется выносить складские комплексы за город, говорит г-н Трунаев.

Он убежден, что ужесточение пропускного режима не освободит дороги — пробки на дорогах города растут не из-за большегрузов, а из-за легковых машин.

После запуска Северного обхода тысячи фур исчезли из городского потока — пробки не уменьшились, хотя доля большегрузов сократилась.

«Если взять и мысленно вознестись, например, над Большевистской, в потоке легковых машин окажется от силы 15–20 большегрузов», — не сомневается эксперт.

Директор компании «Сибирский экспедитор» Сергей Минор считает, что вместе с несвежими продуктами город получит ночные пробки.

Днем фуры забьют все обочины, с закатом «вся эта армада» ринется в город — спасти горожан от рева моторов и грохота колес не смогут даже пластиковые окна. Именно так происходит сейчас в Москве, где с весны 2013 года граница города закрыта для фур с 6 до 22 часов. В Новосибирске будет хуже — здесь нет вариантов объезда внутри города. Весь транспорт пойдет по нескольким магистралям. Обитатели 5-этажек вдоль Немировича-Данченко пострадают сильнее всего — поток хлынет прямо у них под окнами, дома будут трястись до самого фундамента.

Собеседник уверил, что 8 октября, во время визита Путина, дороги освободили не большегрузы, а владельцы легковых машин, которые пересели на общественный транспорт. Справиться с пробками можно и без запретов для фур — нужно менять схему движения, запрещать левые повороты и правильно регулировать светофоры.

На прошлой неделе городские власти вынуждены были применить все эти меры, чтобы разгрузить Бердское шоссе, но пробка росла с каждым днем. Региональный представитель «Яндекса» Ольга Молодан сообщила, что 13 октября водители тратили 35 минут на дорогу от разъезда Иня до Южной площади, 16 октября время в пути выросло до 50 минут. Светофор на перекрестке ул. Русской и Бердского шоссе продолжает стопорить движение — водители каждое утро тратят больше часа на дорогу через плотину ГЭС, которая раньше занимала 30 минут. Эксперты «Яндекса» подчеркнули, что в Москве запрет на движение фур не дал эффекта: с весны 2013 года загруженность дорог осталась на прежнем уровне — она не уменьшилась, но и не возросла.

Фото: Александр Ощепков

Дарья Староверова

НГС.Новости Новосибирск

Каркас грузовой или денежный?
Действие системы TIR на территории России приостановят?
Ритейлеры обзаводятся распределительными центрами в Ростовской области
Утопленник Fiat Ducato
Сколько придется заплатить за нарушения при использовании тахографов в Европе?