Иркутский «айсберг» дорожной отрасли


Торопов был задержан еще 16 октября сотрудниками ФСБ.В тот же день в эфире федеральных телеканалов Рен-ТВ и «Пятого» петербургского канала было показано видео, на котором министр избивает в аэропорту Иркутска пожилого человека.

Ситуация прояснилась 20 октября — в этот день Кировский районный суд арестовал Торопова ввиду возбуждения против него следственными органами уголовного дела по ч.4 ст. 159 УК РФ (мошенничество в особо крупном размере). Речь идет о злоупотреблениях в сфере дорожного строительства (до своего назначения в министры Торопов в течение года возглавлял "Дирекцию по строительству и эксплуатации автомобильных дорог Иркутской области", а с сентября 2012 года по март 2013 года занимал должность первого заместителя прежнего её руководителя Александра Николаева).

А ведь еще недавно губернатор Сергей Ерощенко был очень доволен работой дорожной отрасли региона, называл «праздником» отчеты её руководителей и торжественно вручал им бонусы и почетные грамоты.

Кстати, в посвященном Кириллу Торопову сюжете петербургского «Пятого канала» упоминается целая плеяда высокопоставленных иркутских чиновников, которым губернатор явно благоволил. Ведь

сотнями миллионов бюджетных средств ворочали не только 32-летний Торопов,

но и вице-губернатор, и министр строительства и дорожного хозяйства (теперь уже бывший) 31-летний Михаил Литвин, и министр экономического развития Иркутской области Руслан Ким, и еще один министр Алексей Климов, и нынешний, и бывший начальники Дорожной службы области Радик Фаразутдинов и Александр Николаев - по многим свидетельствам, тесно дружившие.

И вот теперь Кирилл Торопов — в СИЗО, а Михаил Литвин (чей отец, Владимир Литвин, занимает высокий пост в корпорации «Ростехнологии» Сергея Чемезова) — срочно отъехал в Лондон, откуда пока возвращаться не собирается.

Журналисты заинтересовались этими чиновниками достаточно давно. «Инсайдер» писал, что еще в апреле этого года в Иркутске разразился скандал:

вице-губернатор Михаил Литвин вместе с тогдашним министром промышленной политики и лесного комплекса Алексеем Климовым и министром экономического развития Русланом Кимом приехали на стоянку лесовозов, и, как утверждает издание, попытались провести с дальнобойщиками «инструктаж» на актуальную тему: кому и как следует давать взятку, чтобы без помех вывозить лес.

По излагаемым изданием словам водителей лесовозов, министр Климов был «в состоянии сильного алкогольного опьянения», а вице-губернатор Литвин – под воздействием наркотических препаратов. Дальнейшее «Инсайдер» описывает так: после того, как «инструктаж» водителям надоел, и они приняли решение укрыться в кабинах своих автомобилей, чтобы отвязаться от разбушевавшихся чиновников, Литвин и Климов начали вести себя неадекватно: разбили лобовые и боковые стекла двух лесовозов, а Климов попытался поджечь бензобак одного из них. Прибывшие на место сотрудники ДПС сделали видеозапись инцидента, однако дело в тот раз удалось замять.

После этого и появились публикации, рассказывающие о подробностях биографий членов команды губернатора, и образе жизни, который они ведут. Однако дел не ограничилось описанием образа жизни - депутаты Законодательного Собрания Иркутской области Алексей Красноштанов и Александр Битаров заявляют о «коррумпированности дорожной отрасли» региона.

Утверждается, что занимая ключевые посты в правительстве Иркутской области и фактически полностью контролируя дорожную отрасль, Торопов, Литвин, Фаразутдинов и Николаев (пересевший в августе прошлого года из кресла руководителя «Дирекции по строительству и эксплуатации автомобильных дорог Иркутской области» в кресло начальника «Управления федеральных автомобильных дорог «Южный Байкал») вытеснили с рынка местные проектно-изыскательские и дорожно-строительные компании — то есть компании, которые зарегистрированы и платят налоги в регионе, имеют надежную техническую базу, опыт, многолетнюю историю и прочную репутацию. При этом, громадные бюджетные средства расходуются так, что

в субподрядчики избираются странные, на взгляд критикующих, структуры, во главе которых стоят загадочные «зицпредседатели» или попросту их же родственники и друзья.

Среди странностей этих структур видят то, что они обычно не занимались дорожным строительством; на балансе нет необходимой техники; в штате — нет профильных специалистов; нет собственной базы строительных материалов ( а многим местным предприятиям, располагающим собственными асфальтобетонными заводами, щебеночными карьерами — в подрядах отказано). Фирмы эти, наконец, не входят в СРО — саморегулирумую организацию строителей.

Все вышеперечисленное входит в обязательный набор требований закона о госзакупках.

Некоторые иркутские специалисты в дорожно-строительной сфере, впрочем, считают, что у этих компаний нет намерения выполнять работы в полном объеме, тем более что заказчики, по их мнению, «свои» - и так примут... Скорее всего, выяснится, что какие-то реальные работы на объекте проводились даже не субподрядчиком, а «теневой фирмой», которая делала это за серьезный «откат». По некоторым оценкам, такой

«откат» составляет до 70% от стоимости подряда.

Среди подобных фирм-субподрядчиков, вызывавших вопросы, были, например, ООО «Виадук»» (выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги Братск-Усть-Илимск ) и зарегистрированная в Москве фирма « Байкалстроймонтаж», гендиректором которой является 30-летний Заур Мутаев, о котором говорят, что он друг Кирилла Торопова. Именно эта организация призвана осуществить реконструкцию автодороги Таксимо-Бодайбо. Здесь-то и произошел достаточно яркий эпизод, заставивший обратить дополнительное внимание на ситуацию.

Дело в том, что по проекту было необходимо произвести буровзрывные работы в карьере стоимостью 56 млн. рублей. Данные работы были якобы выполнены еще в 2013 году и оплачены областной «Дирекцией» в полном объеме. Фактически же, как утверждается критиками, взрыв был произведен на небольшой глубине и максимальная стоимость его составила около 3 млн. рублей.

Сообщается, что Торопов лично принуждал подписать акт об объемах буровзрывных работ инспектора по дорогам Бодайбинского района Н.Махорт, которая это сделать отказалась и вынуждена была уволиться с работы, чтобы не брать на себя ответственность.

Наблюдатели отмечают, что четкое деление на «своих» и «чужих» было для иркутской дорожной отрасли законом.

В последние годы 90% торгов в этой сфере выигрывались одной и той же организацией — Дорожной службой Иркутской области

(у руля которой по очереди стоял непременно кто-то из «друзей»), а уже эта структура выбирала «нужного» субподрядчика. Возьмем год нынешний, 2014-й: из 8 объектов победителем по семи была признана все та же Дорожная служба. Общая цена контрактов — 1 миллиард 54 миллиона 709 тысяч 569 рублей. И лишь один аукцион на строительство участка автодороги Еланцы-Хужир выиграла СПМК-7. Предприятие приступило к работам и частично их выполнило, как вдруг заказчик в лице руководимой Кириллом Тороповым «Дирекции по строительству и эксплуатации автомобильных дорог» в одностороннем порядке расторгает с СМПК-7 государственный контракт. Несостоятельность претензий к СМПК-7 признают и территориальное управление ФАС, и прокуратура, но заказчик стоит на своем. Это нередко объясняют тем, что как раз в этот момент в области проходят муниципальные выборы и у гендиректора компании «Домстрой», в которую входит СМПК-7, Алексея Красноштанова возникает конфликт с губернатором Сергеем Ерощенко. Губернатора считают недовольным тем, что Красноштанов якобы поддерживает неугодных областной власти кандидатов.

Некоторые наблюдатели ставят вопрос о том, могли ли реализовываться все эти схемы без «политического прикрытия» сверху, не просматривается ли тут еще один бенефициар.

В связи с этим обращают внимание на то, что среди странных субподрядчиков находится некое ООО «Бином», получившее контракт на содержание и ремонт автодороги Иркутск – Большое Голоустное. Юридический адрес ООО «Бином» совпадает с адресом Восточно-Сибирского речного пароходства. Пароходство же является частью холдинга «Истлэнд», которым до назначения на губернаторский пост владел Сергей Ерощенко. Гендиректор «Бинома» - племянник губернатора Дмитрий Салахиев, а основным видом её деятельности является, как указано в справочнике... «Организация перевозок грузов». Цитирую: «Организация также осуществляет деятельность по следующим неосновным направлениям: «Прочая розничная торговля в специализированных магазинах», «Исследование конъюнктуры рынка». Ну, разве можно было столь замечательной фирме не доверить именно ремонт и содержание дороги, проходящей в местности со сложным рельефом?..

Тем временем в иркутских элитах обсуждается информация о том, что Кирилл Торопов « активно сотрудничает» со следствием и дает показания в том числе и о высокопоставленных своих покровителях...

Не так давно правительственная «Российская газета» писала о том, что губернатор Иркутской области по-прежнему чувствует себя бизнесменом. Даже областной бюджет под его чутким руководством верстается таким образом, что на поддержку входящих в «Истлэнд» авиакомпании «Ангара» и Восточно-Сибирского речного пароходства выделяются сотни миллионов рублей.

Аукаются Ерощенко и «старые грехи»: газета «Коммерсант» на днях напомнила о скандале с Ледовым дворцом в Иркутске — на его строительство ушли более 800 миллионов рублей из федерального бюджета, а сооружение уже несколько лет не могут ввести в эксплуатацию. Именно Ерощенко в свое время предложил в качестве главного подрядчика по реконструкции дворца ООО «Спецстрой-7»... одним из учредителей которого он сам являлся. При этом прокуратура уже установила, что ОГКУ «Управление капитального строительства Иркутской области» выплатило аванс за так и невыполненные работы по достройке Ледового дворца. Впоследствии «Спецстрою-7» было выплачено — теперь ясно, что незаконно — более 190 миллионов рублей. Ну, а юридический адрес «Спецстроя» чудесным образом совпадал с юридическим адресом холдинга «Истлэнд» в иркутском микрорайоне Радужном. Вспоминается ООО «Бином».

Скандальную репутацию губернатору добавляют новые эпизоды с государственными контрактами. Скажем, на «услуги по организации и проведению Презентации Иркутской области в Монголии 10-11 октября 2013 г.». Цена совсем небольшая - всего 1 миллион 816 тыс. рублей, но получила их фирма, «Туристическая компания «Истлэнд». А уже в октябре года 2014-го, читаем на сайте госзакупок, «министерство экономического развития Иркутской области объявило аукцион на организацию презентаций в Пекине и Шэньяне с ужинами от имени губернатора региона на 40 человек с обязательными на них тремя видами алкоголя за 3,4 миллиона рублей». Страна побольше Монголии — и сумма посолиднее. Кто же выиграл?.. «Туристическая компания «Истлэнд». Вряд ли этим дело закончится - в мире остается еще достаточно много стран, в которых можно провести презентацию Иркутской области с помощью дружественных компаний.

Фото: travel.drom.ru

Иван Монахов

Полит.ру

Без метлы и валенок: очистители лобового стекла
Готово ли российское машиностроение к запрету иностранной техники?
Ремонт дизельных форсунок Common Rail
Тест-драйв нового Iveco Daily
Фуры дуры