Искусство вычислять

По законам рынка

Брестчину традиционно называют западными воротами Беларуси — регион связывает Западную Европу с восточнославянским миром железнодорожными и шоссейными магистралями. Брестский железнодорожный узел — один из крупнейших в Центральной Европе, здесь осуществляется перевод составов с узкой европейской колеи на нашу широкую; через транзитный коридор М1—Е30 Берлин — Варшава — Брест — Минск — Москва ежемесячно проезжает около трехсот тысяч автомобилей; по территории области проходит водный путь, включенный в состав Европейских внутренних путей с выходом к Черному морю. С образованием Таможенного союза Беларуси, России и Казахстана у региона открылись новые возможности продвижения своей продукции как на рынки России, так и стран СНГ.

И здесь никак не обойтись без современных логистических подходов, поскольку издержки, связанные с перемещением товаров, продолжают занимать большую долю в их стоимости — об этом говорит мировой опыт, на этом не однажды заострял внимание глава государства Беларусь.

— Именно на решение данных вопросов нацелена Программа развития логистической системы Республики Беларусь на период до 2015 года, которая предусматривает возведение в регионе шести логистических центров, некоторые уже частично действуют, другие находятся в стадии строительства, — отмечает председатель комитета экономики Брестского облисполкома Леонид Мартынюк. — Создаются и объекты помимо Программы, в их строительстве участвуют также российские и европейские инвесторы. Для эффективного функционирования новых структур конечно потребуются высококвалифицированные специалисты. Потому и встал вопрос об открытии специальности “логистика” в Брестском государственном техническом университете, и сомнений в том, что она будет востребована, у нас нет.

Впрочем, большой интерес к специалистам-логистам есть на Брестчине уже сегодня: у западных ворот страны действуют десятки различных транспортных компаний, которые занимаются не только перевозками, но и складированием, осуществляют тесное взаимодействие между производителями и клиентами как на постсоветском пространстве, так и в Европе.

Наибольшую отдачу — за минимальное время

— Сегодня руководство страны во главу угла в любой сфере ставит снижение затрат, уменьшение себестоимости, снижение цены, что является рычагом повышения конкурентоспособности продукции. Логистика (в переводе с греческого — искусство вычислять) и есть наука о том, как, рационально распределив ресурсы, получить наибольшую отдачу за минимальное время, — говорит декан экономического факультета БрГТУ Анатолий Радчук. — И развитие в этой сфере в последние годы идет очень быстрыми темпами. Любое крупное предприятие заинтересовано иметь профессионалов, которые занимались бы формированием материальных, финансовых и информационных потоков.

Поэтому востребованность соответствующих специалистов в регионе очень высока. Сегодня экономистов-логистов готовят также в Минске, Могилеве и Полоцке. Однако пригласить молодого специалиста из другого региона достаточно проблематично — прежде всего возникает проблема с предоставлением жилья.

Тем более что в БрГТУ накоплен достаточно большой опыт: экономический факультет уже почти восемнадцать лет готовит кадры по различным специальностям. Студенты изучали в том числе и логистические дисциплины — словом, упустить возможность и не использовать свой кадровый, материальный потенциал, наработанный опыт для того чтобы занять образовавшуюся на рынке образовательных услуг нишу, было бы совершенно несправедливо.

Интерес высок

Исследования потребности региона в логистах показали, что в таких специалистах сегодня заинтересованы десятки различных компаний, и не только транспортных — это и различные базы, резиденты СЭЗ “Брест”. Соответствующие заявки вуз получил уже от пятнадцати предприятий.

К слову, старшекурсникам, которые успешно занимаются и находят работу по специальности, разрешено свободное посещение лекционных занятий. Таким образом студент получает прекрасную возможность заниматься курсовым и дипломным проектированием на реальной основе, решаются вопросы организационно-экономической и преддипломной практики, а также распределения. Как правило, молодые люди, которые совмещают учебу с работой, очень инициативны, щепетильно относятся к порученным обязанностям и до распределения успевают заслужить у работодателя доверие. Им уже не грозит перспектива попасть в замкнутый круг, когда всюду требуется специалист с опытом, а этот самый опыт получить негде.

— Сегодня одна из наиболее важных задач для экономики страны — развитие транспортно-логистических центров. И ее невозможно решить без квалифицированных логистов, — подчеркивает заместитель директора транспортно-логистического центра СООО “Брествнештранс” Дмитрий Прошин. — Наша фирма имеет тридцатилетний опыт работы в сфере экспедирования и международных перевозок грузов. Мы с готовностью передаем свой опыт молодежи, которая приходит на предприятие с экономическими специальностями, и очень нуждаемся в хороших кадрах именно в сфере логистики. Уже есть договоренность о прохождении у нас практики логистами-первокурсниками БрГТУ, и мы надеемся, что лучшие ребята свяжут с предприятием свою трудовую деятельность.

...Выпускница экономического факультета БрГТУ по специальности “мировая экономика” Ольга Онишук не только в свое время завоевала корону “Мисс Брестская область”, но и успешно трудится теперь заместителем руководителя одной из крупнейших логистических компаний в Голландии. Многие выпускники брестского вуза по направлению “коммерческая деятельность” нашли себя на предприятиях России, Германии, Японии, многие сегодня на руководящих постах в Беларуси.

Брестский государственный технический университет известен еще и тем, что за его молодыми специалистами многих направлений потенциальные работодатели даже выстраиваются в очередь. Жизнь показывает, что новая специальность также не станет исключением.

Первая же вступительная кампания подтвердила правильность принятого решения: спрос на новую специальность, по которой на Брестчине ведет обучение единственный вуз, среди абитуриентов оказался очень высоким. На 50 мест, 43 из которых платные, претендовало около сотни ребят, причем с самыми серьезными результатами централизованного тестирования — от 300 баллов и выше. О популярности направления говорит и следующее:

обучаться логистике в Брест приехали также студенты из Туркменистана, Китая, Шри-Ланки, Нигерии

— таким образом, у вуза открылись и новые возможности для экспорта образовательных услуг.

Студенты будут изучать транспортную, складскую, сбытовую, финансовую, таможенную, международную логистику, специфику формирования информационных и материальных потоков, то есть спектр компетенции специалистов будет достаточно широким.

Уже с первого курса студенты-логисты познакомятся со специальностью на практике: об этом есть договоренность и с комитетом экономики облисполкома, и с брестским отделением Белорусской торгово-промышленной палаты, а также СООО “Брествнештранс”, СП ОАО “Веставто”, Бресттаможсервисом, Брестским автопарком, предприятиями свободной экономической зоны.

Фото: riamotor.ru

Ирина Орлова

Народная газета

Опасная логистика: что происходит на рынке грузоперевозок Украины
Шиномонтаж от Bosch
История строительства моста в Крым насчитывает 70 лет
Отставание можно превратить в преимущество
«Белшина»: на пути к непотопляемости