Как белорусских дальнобойщиков новому образу мышления обучали

Как белорусских дальнобойщиков новому образу мышления обучали
Можно ли научить чему-то новому в области вождения дальнобойщика с 20-летним стажем? Практически любой водитель лишь снисходительно улыбнется в ответ на этот вопрос. Но жизнь богаче наших представлений о ней. В том числе и в области управления грузовиками...

В середине июля в течение недели в Минске проходил мастер-класс для водителей белорусских транспортных компаний. Называлось мероприятие Mercedes-Benz ProfiTraining. Для этого в Беларусь приехали два специальных учебных тягача Actros MP4 и харизматичный европейский дуэт инструкторов. Каждый тягач уже в Минске снабдили полуприцепами. Один полуприцеп - марки Kogel, второй - Krone.

Естественно, обеспечили каждому автопоезду полную загрузку. Роль балласта выполняли строительные блоки.

Харизматичные тренеры Цезарь Гонкалвес и Альберт Штарк проводили мастер-классы во всех странах Европы, а Цезарь работал еще и в Латинской Америке. Опыта и знаний наставникам не занимать. У Альберта, например, за плечами более четверти века тренерской деятельности.

А студенты кто? А "студенты" - это умудренные опытом взрослые дядьки, некоторые старше инструкторов. Это водители белорусских транспортных компаний "Кристалстайл", "Каскад-Транс", "Белагроэкспорт", "АлексКарго", "БелЕвроВестТранс", "Пролив" и других. Всего через тренинг прошли водители более двух десятков транспортных фирм. Надо ли говорить о том, что бывалые дальнобойщики перед тренингом выказывали некоторый скептицизм по поводу самой идеи обучения "чему-то новому"? Конечно, скептицизм был. Был, но к концу тренинга сплыл. Как это происходило?

Итак, сначала за руль автопоезда садится водитель и просто проезжает маршрут. Едет в традиционной для себя манере. Перед стартом никто его никакими новыми знаниями не "грузит".

Как выглядел маршрут? От автомобильного дома "Энергия ГмбХ" на Тимирязева мимо рынка "Ждановичи" едем до кольцевой. Затем поворот на МКАД, далее едем до гродненской трассы.

Затем, свернув с кольцевой, через Каменную Горку по Притыцкого прямо до метро "Пушкинская". А далее по проспекту Пушкина до пересечения с Тимирязева и возвращаемся "на базу" в "Энергию ГмбХ".

Показания расхода топлива скрупулезно фиксировал беспристрастный электронный расходомер.

Затем за руль садится инструктор. Тот же автомобиль, тот же маршрут. "Студент" рядом.

И… в разных заездах чуть по-разному, но

в среднем расход топлива у инструктора на 15% меньше.

Как так?

А вот это уже и разбирали подробно на тренингах после второго заезда. "Секретов" и нюансов существует немало, но главный можно выразить примерно так: "Нужно "плыть" в потоке". Что значит "плыть"? Максимально использовать накат, избегать резких "перегазовок". Рассчитывать режим движения между светофорами таким образом, чтобы на светофорах не останавливаться. То есть видишь - вдали начинается красный, сбрось скорость, поезжай расслабленно, чтобы "проплыть" на зеленый не останавливаясь. И еще целый ряд нюансов и приемов. Все-таки я не инструктор, поэтому не претендую на абсолютно точные формулировки.

Как выяснилось, многие водители до сих пор находятся в плену мифов и легенд.

Больше всего заблуждений связано с моторным тормозом.

Оказывается, до сих пор бытует слепая вера в то, что "ритарду" включать - только движок гробить. Ретардером либо пользуются мало, либо не пользуются вообще, особенно в городском режиме. В то же время

экономичное вождение - это не только экономия топлива, но и, например, сбережение ресурса тормозных колодок.

Во время инструкторских проездов действительно можно было наблюдать в некотором роде чудеса. Своим глазами видел - Альберт и Цезарь несколько раз прошли маршрут вообще без остановок на светофорах и ни разу (!) не нажали педаль тормоза. "Включать голову" и ретардер - одно только это экономит топливо и ресурс машины.

Ну а после "лекций" за руль вновь садились водители и проезжали маршрут, уже вооруженные новыми знаниями. Инструктор рядом теперь не молчал, а корректировал действия и активно подсказывал.

Пока "нарезали круги" по маршруту, периодически можно было наблюдать других участников движения, на примере действий которых инструкторы показывали "как не надо делать". Вот, например, нас на всех парах обогнала самосвальная сцепка. И что? Сначала "газ" в пол, затем тормоз в пол на светофоре… А в итоге на светофоре мы все равно его плавно объехали не останавливаясь.

Под конец обучения водителям вручали сертификаты о прохождении тренинга.

Я говорил с некоторыми водителями до и после тренинга. До тренинга у большинства скепсис - после большинство приняло новые знания, а то меньшинство, которое сразу не смогло принять, все равно как минимум задумалось. Это тоже результат. Но человек на фото не совсем обычный водитель. Он практикующий дальнобойщик и при этом директор транспортной компании. Пусть небольшой, но своей. Зовут его Константин Павленков, а компания называется "Каскад-Транс". Эта транспортная фирма осуществляет перевозки, например, для IKEA.

Как белорусских дальнобойщиков новому образу мышления обучали

Отношение Константина к тренингу с первой минуты заметно отличалось от отношения других водителей, а по итогам тренинга тем более. Ни на секунду не задумавшись, он заверил, что новые знания в "Каскад-Трансе" будут не просто внедрены, а внедрены в обязательном порядке. Это вполне логично с точки зрения владельца. Умножьте 15% экономии на годовые пробеги и количество машин в парке - получите суммы в тысячи евро.

Mercedes-Benz не зря организует такие тренинги. Согласитесь, именитая компания ничего не стала бы делать просто так. Например, в немецком Верте, где расположен основной завод по сборке грузовиков, подобный тренинг ежедневно проходят в среднем 80 человек. Зачем самой фирме это надо, ведь ее технику и так покупают? Но Mercedes не был бы самим собой, если бы не смотрел на мир шире, чем только в финансовой плоскости.

"Любой автомобиль хорош ровно настолько, насколько квалифицирован его водитель"

- это слова Альберта Штарка. А современный грузовик в целом и уж Actros MP4 тем более - это уже не просто самодвижущийся экипаж, а скорее электронный гаджет с колесами. Кому, как не фирме-производителю, знать все мельчайшие нюансы управления своим продуктом? А манера управления гаджетом заметно отличатся от стиля езды на обычном грузовике. Некоторые приемы, которым учили инструкторы, противоречат всем привычкам водителей "старой школы". Да чего уж там скрывать, инструкторы признавались, что они сами, когда осваивали эту технику вождения, не верили в ее результативность. Все водительское естество отторгает то, что говорит инструктор. Но тесты… Тесты, которых Mercedes-Benz проводит огромное количество, показывают обратное.

Нестандартный стиль, непривычная манера позволяют беречь топливо, экономить деньги и ресурс. Прежде чем учить этому, инженеры-испытатели Mercedes-Benz все сто раз проверили и перепроверили. "Старые ощущения не всегда рациональны" - это уже цитата из Цезаря Гонкалвеса.

Но и это еще не все. Экономичного вождения все чаще требуют от перевозчиков… заказчики! Казалось, уж заказчику не все ли равно, сколько литров топлива сэкономит или не сэкономит водитель транспортной фирмы? Оказывается, не все равно. Престижные, имиджевые заказчики, та же IKEA, предъявляют перевозчикам целый "райдер" из условий, которым те должны соответствовать: возраст грузовика, характеристики шин, многое другое и… сертификаты о том, что водители прошли обучение, подобное курсам Mercedes-Benz ProfiTraining. Снижение расхода топлива - это еще и снижение выбросов в атмосферу. А об экологии "брендовые" заказчики перевозок, которые платят перевозчику хорошие деньги, думают.

И это тоже еще не все. Цены на топливо будут расти и дальше. А если солярка в Беларуси и России будет стоить как в Европе, вот тогда-то перевозчики ой как начнут считать деньги. Ой как будут востребованы не просто профессиональные, а высокопрофессиональные водители с новым образом мышления.

Аналитики Mercedes-Benz такое развитие событий просчитали уже давно. Вот почему компания инвестирует не только в передовые электронные системы, но и в, казалось бы, посторонних водителей. Инструкторы Mercedes-Benz ProfiTraining учат не только ездить по-другому - они учат мыслить по-другому. Change Your Mind - это самое сложное для обучаемого. Change Your Mind - этому учили на курсах ProfiTraining. Мое мышление поменялось. Хотя я даже не практикующий водитель грузовика...

Фото: abw.by

Дмитрий Гладкий

ABW.BY

Procision — новое слово Eaton
Колесами намотают миллионы
На белорусско-российской границе ходит ветер вместо фур
Деньги есть, дорог нет
Тенденции и перспективы ростовской складской логистики