"Канистры на колесах": транспортировка ГСМ по западным стандартам

"Канистры на колесах": транспортировка ГСМ по западным стандартам
Спектр производителей современных бензовозов огромен. Помимо именитых европейских компаний, предлагающих высококачественную технику, на рынке стран СНГ сегодня широко представлены и азиатские - китайские, турецкие, корейские - производители. И даже несмотря на то, что уровень конкуренции в этом секторе экономики остается весьма высоким, продукция российского производителя бензовозов из Миасса также смотрится совсем неплохо.

Одним из лучших зарубежных производителей бензовозов, представленных на нашем рынке, является компания Kassboher. Немецкое предприятие, основанное в 1893 году, производит шторные полуприцепы, материаловозы, низкорамные тралы, а также цистерны для ГСМ объемом от 23 до 38 м3. Для цистерн Kassboher характерна круглая в сечении форма и деление, уже в базовой комплектации, на 4–6 отдельных отсеков.

Среди последних разработок предприятия – бензовоз мод. STB.CS и полуприцеп-цистерна K.STB 38. Бензовоз STB.CS 30 со стальной 4-секционной цистерной является самой низкой бочкой в своем сегменте. Низко расположенный центр тяжести улучшает устойчивость, позволяет увеличить скорость наполнения цистерны. Объем цистерны – 30 м3, при этом собственная масса не превышает 7,1 т. Бензовоз успешно работает при t°C от - 40°С до +50°С. Слив производится через донный клапан с контрольным блоком. Многие детали конструкции, такие как держатели шлангов, трапы вдоль цистерны и т.д. изготавливаются из алюминия для облегчения конструкции. Используются оси BPW Airlight II, дисковые тормоза.

В качестве шасси в полуприцепе K.STB 38 применена полурамная сварная конструкция из алюминия, на которую устанавливается алюминиевая цистерна. Она разделена на 5 отсеков, причем имеется возможность как верхнего, так и нижнего заполнения.

Дело в том, что в ХХ веке традиционно – а у нас, в основном, и до сих пор – заполнение секций бензовозов производится через верхние люки. Но

в Европе, в Японии, Корее уже давно используют нижнюю загрузку бензовозов.

Верхняя имеет массу недостатков, и самый главный «минус» – это повышенная пожароопасность в связи с разбрызгиванием топлива. Отрицательным моментом является и необходимость оператора дышать парами бензина, так как он должен непосредственно контролировать наполнение каждой секции. Кроме того, исходящие из верхнего люка пары ГСМ наносят вред окружающей среде. В то же время пыль и мусор, поднимаемые ветром, капли дождя – все это попадает в топливо, засоряя его.

В Европе была разработана технология нижнего налива, осуществляемая через систему клапанов и фитингов, установленных на дне цистерны. Это позволяет не только уйти от описанных выше проблем, но и экономить средства. Использование современных систем рекуперации разрешает собирать и направлять в переработку до 95% гидрокарбоновых паров.

За счет использования облегченных элементов конструкции полуприцеп-цистерна K.STB 38 вместимостью 38,4 м3 имеет массу всего 5,3 т! Конструкция рассчитана на работу в суровых погодных условиях при температуре от -30°С до -40°С. 3-осная конструкция комплектуется осями BPW, рассчитанными на нагрузку 9 т каждая. Дисковые тормоза встроены в пневмосистему подвески. По согласованию с заказчиком, производитель устанавливает на полуприцеп цистерны объемом 32 м3, а также создает в исходной цистерне до 7 отдельных резервуаров.

Легендарная французская компания G.Magyar была основана в 1945 году. Сначала предприятие занималось производством только пищевого оборудования, в том числе и автоцистерн для сбора молока. Но постепенно компания перешла на выпуск автоцистерн для всех типов жидкостей – пищевых, химических, ГСМ. Сегодня предприятие располагает пятью заводами во Франции, с головным офисом в Дижоне и производством в Германии.

Для транспортировки бензинов и дизельного топлива специалисты G.Magyar разработали 3-осные полуприцепы с цистернами круглого сечения, объемом 36, 38, 40, 41 и 42 м3. В зависимости от вместимости, цистерны делятся на 5-9 отсеков. Для перевозки темных нефтепродуктов французский производитель создал линейку из 5 топливовозов. Самый легкий, 2-осный, транспортирует 2 м3 мазута, а 6-секционный мазутовоз перевозит за рейс до 19 м3 печного топлива. Компания выпускает также автопоезд, который транспортирует одновременно 34 м3 топлива в 7 отсеках.

О качестве продукции G.Magyar говорит тот факт, что компания ежегодно производит более 1200 цистерн, и объемы производства постоянно растут.

Польская компания Zasta SP. z o.o. работает над производством бензовозов с 1956 года. За годы работы произведено более 40 тыс. автоцистерн и тысячи стационарных напорных резервуаров. Руководство компании поддерживает тесные контакты с предприятиями Пермского края. В частности, идут переговоры с ЗАО ТМ «Мотовилиха» о создании на территории края СП по производству полуприцепов-автоцистерн.

Сегодня Zasta выпускает автоцистерны, оборудуемые узлами учета перевозимого топлива, для транспортировки ГСМ объемом от 7 до 17, 5 м3. Цистерны имеют круглое сечение и разделены на 2 или 3 автономные камеры.

Предприятие также производит бензовозы без контрольно-измерительной аппаратуры, с объемом цистерн 13,5 и 19 м3. Zasta предлагает покупателям как цистерны с разделением внутреннего объема на 2–3 отсека, так и без переборок.

Бензовозы Zasta отличаются очень низким расположением центра тяжести и разработанной конструкторами компании уникальной системой крепления цистерны. В стандартной комплектации отсеки цистерн комплектуются пневматически управляемым донным клапаном. Верхний загрузочный люк располагается ниже периметра стенки цистерны, имеется отсекающий противопожарный клапан, оптико-электронный датчик уровня наполнения.

Крупная бельгийская компания Stokota начала свою деятельность в 1963 году. Но уже с 1967 года Stokota сосредоточилась на производстве автоцистерн. Предприятие со временем стало одним из ведущих в выпуске автоцистерн в странах Бенилюкса. В 1996 году компания приобрела завод в Польше, 2 года спустя начался выпуск продукции на фирме Cime SAS Groupe Stokota во Франции, и в 2001 году заработало еще одно предприятие – завод в польском г. Эльблонге.

Сегодня компания Stokota предлагает просто огромный выбор полуприцепов и автоцистерн из алюминия и стали, предназначенных для перевозки светлых и темных нефтепродуктов, а также сжиженного газа.

В ассортименте предлагаемой продукции автобензовозы с объемом цистерны от 4 до 23 м3. Материал цистерны – алюминий, а в качестве шасси используются грузовики европейского производства с колесными формулами 4х2, 4х4, 6х2, 6х4. 8х4. Цистерны, по согласованию с заказчиком, имеют до 6 отсеков. Насосное оборудование производительностью 800 л/мин обеспечивает слив и контроль отпускаемого топлива, а в режиме вакуумного всасывания обеспечивается производительность 450 л/мин.

Кроме автономных бензовозов, компания производит полуприцепы-цистерны для транспортировки нефтепродуктов вместимостью от 28 до 48 м3. Цистерны цилиндрического или прямоугольного сечения, сваренные из алюминиевого листа, могут иметь внутри до 8 секций.

Прицепы для перевозки ГСМ, разработанные Stokota, имеют вместимость от 10 до 24 м3. Алюминиевые цистерны «чемоданной» формы разделены на 2-5 камер.

Турецкие бензовозы

Значительная часть российского рынка бензовозов сегодня принадлежит продукции турецких компаний. Несмотря на множество производителей и широкий ассортимент предлагаемой техники, турецкие машины не всегда отвечают современному уровню качества.

У наших механиков, обслуживающих эти бензовозы, часто возникают претензии к качеству сварных швов.

Производитель иногда не может даже предоставить материалы, подтверждающие, например, проведение испытаний качества сварных швов. Известны случаи, когда турецкие бензовозы не допускались на наливные станции заводов из-за протечек, обнаруженных в швах цистерн.

В прессе появлялась информация о том, что под видом немецких осей на технике турецких машиностроителей были установлены оси турецкого либо китайского производства со значительно более низкими нагрузочными характеристиками. Более того, спецификация, сопровождающая машину, не всегда может соответствовать реальному положению дел. Например, известны случаи, когда заявленная в заводских документах толщина металла оказывалась при проверке более тонкой.

Имеют место у недобросовестных производителей и многочисленные нарушения технологии покраски цистерн, начиная от некачественно сделанной предварительной очистки металла до отсутствия грунтового слоя и шпаклевки. Под слоем краски порой можно встретить пыль и песок. Это достаточно частое явление, поскольку на некоторых предприятиях покрасочных отделений вообще нет, окраска происходит прямо на участке сборки.

Безусловно, есть в Турции предприятия, дорожащие своей маркой и импортирующие продукцию не только в Россию, но и в Европу, причем претензий к качеству у европейцев не возникает. Среди таких компаний можно назвать OK KARDESLER TREYLER SAN. VE TIC.AS, сокращенно называемую OK Kardesler, компанию Otokar-Fruehauf и некоторые другие. Вся техническая документация в таких компаниях разработана специалистами из Европы, а соблюдение технологии и контроль качества находятся на высочайшем уровне. Цистерны изготавливаются на новом европейском оборудовании, а готовая продукция проходит все необходимые тесты и проверки на испытательных установках и стендах.

Примером успешного турецко-российского сотрудничества в области производства бензовозов может служить компания БизнесАвтоТорг, вошедшая в качестве одного из учредителей в турецкую группу компаний GIRGIN OTOMOTIV. Российская компания полностью контролирует производство бензовозов на приобретенном в Турции заводе. Торговая марка GuteWolf уже хорошо знакома в России и славится надежностью, простотой обслуживания, безопасностью эксплуатации.

Завод БизнесАвтоТорг в Аксарае выпускает 3-осные полуприцепы-цистерны для перевозки светлых нефтепродуктов, объемом от 28 до 45 м3. Все цистерны модельного ряда – 4-секционные. В шасси полуприцепов используются немецкие оси BPW Eco Plus 2, рассчитанные на нагрузку до 9,0 т, причем передняя ось – подъемная. В топливовозах GuteWolf применена пневмоподвеска, установлена тормозная система Wabco, имеется антиблокировочная система ABS, EBS. Цистерны комплектуются в соответствии с требованиями европейского соглашения о международных дорожных перевозках опасных грузов (ДОПОГ).

Бензовозы из Кореи

В группе импортируемой из Кореи спецтехники значимое место занимают бензовозы. Это и многотонные машины, и легкие бензовозы с современным топливозаправочным оборудованием как на индивидуальных шасси, так и в виде полуприцепов.

В ценовой категории бензовозы из Кореи находятся ниже западноевропейских, не уступая им во многом в качестве. Они сегодня пользуются заслуженным авторитетом у наших механиков и водителей. Однако их цена примерно вдвое выше цены отечественных аналогичных машин.

Корейские цистерны сваривают либо из нержавеющего листа, либо алюминиевого. В случае изготовления стальной цистерны производители обязательно обрабатывают внутреннюю поверхность емкости антикоррозийным составом. Тщательно рассчитанное шасси, соответствие нагрузок на оси отечественным правилам, двигатели с хорошим запасом мощности – все это черты корейского импорта.

Характерной чертой корейских бензовозов является обязательное наличие до 7 обособленных секций в цистерне,

а также практически обязательная комплектация машины различным сопутствующим оборудованием. Сама цистерна устанавливается на дополнительную раму, которая затем монтируется на раму полуприцепа, с использованием пневмоподушек. Такой прием уменьшает влияние неровностей дороги на состояние перевозимого груза.

Надо заметить, что сегодня отечественные производители используют «козыри» корейских бензовозов, которые у них были еще совсем недавно. Например, пневмоподвеска, используемая в корейских шасси, сегодня широко применяется в отечественной практике. Такой тип подвески очень надежен, к тому же хорошо защищает емкость от повреждений, что немаловажно, учитывая наши дорожные условия.

Наибольшее распространение у нас получили корейские полуприцепы с алюминиевой цистерной, собственная масса которой не превышает 5,5 т, вместимостью от 32 м3 и более, и автономные бензовозы, транспортирующие 30-32 м3 топлива за раз.

Для безопасной работы корейские машины комплектуются, как правило, оборудованием для нижнего налива, а это предполагает, по ГОСТу РФ, монтаж насосной установки, устройство беспроливной стыковки, трубопроводы слива и нижнего наполнения, запорные крышки, донные клапаны, датчики наполнения, систему рекуперации газов, дыхательные клапаны. При многосекционном устройстве цистерны в каждой секции имеется датчик ограничения наполнения, рекуперационный вентиль, устанавливается специальный «сервисный» люк. Такой люк закрывается крышкой с дыхательным устройством. Основными импортерами бензовозов из Кореи в Россию являются компании Daewoo, Hyundai, а также небольшие бензовозы с бочкой 2 м3 предлагает компания Kia Motors Corporation.

Российские топливовозы

Миасский завод спецтехники «УралСпецТранс» присутствует на рынке грузовых автомобилей более 13 лет, а с 2008 года является производителем грузовой специализированной техники. За это время предприятие достигло значительных успехов в производстве спецтехники на базе КамАЗ, Урал, Iveco.

Отдельным направлением в «УралСпецТранс» является выпуск автоцистерн. Компания получила официальные одобрения формы ТС, выданные Федеральным агентством по техрегулированию и метрологии на все типы производимых цистерн, они полностью соответствуют требованиям госстандарта и техрегламента.

Конструкторы компании «УралСпецТранс» разработали оригинальные модели топливозаправщиков на автомобильных шасси, с цистернами вместимостью 5-28 м3. Кроме производства автоцистерн, покупателям предлагается большой ассортимент цистерн-прицепов для транспортировки ГСМ вместимостью 2-20м3 и цистерн-полуприцепов вместимостью от 17 до 40 м3. Опционно прицепные цистерны могут комплектоваться узлами выдачи топлива (УВТ).

Одной из наиболее продаваемых моделей является автотопливозаправщик на шасси КамАЗ с рестайлинговой кабиной. Заправщик комплектуется УВТ, удобно размещенным в задней части цистерны. В состав узла входит качественный счетчик выдачи топлива, причем в кабине водителя, по согласованию с заказчиком, может быть размещен дублирующий счетчик. Имеется также фильтр очистки жидкости, причем по обеим его сторонам установлены манометры, позволяющие контролировать давление в напорной линии и степень загрязнения фильтра. УВТ комплектуется катушкой с 10-метровым шлангом, а для работы в условиях плохой освещенности оборудование УВТ освещает светодиодный светильник. Для перекачки топлива заправщик снабжен насосной установкой СВН-80А, мощностью 6,5 кВт. Управление насосом водитель осуществляет из кабины.

Все трубопроводы комплектуются быстроразъемными соединениями, позволяющими без разливов ГСМ за секунды подсоединять сливные и напорно-всасывающие рукава, изготовленные из прочного и гибкого полимерного материала компании Gassoflex. .

Чемоданная форма цистерны обеспечивает ей наибольшую вместимость при минимальных габаритах. А заниженный центр тяжести улучшает устойчивость всей конструкции. Все элементы цистерны провариваются с наружной и внутренней стороны, причем на внутренних швах устанавливают шпангоуты, таким образом, прочность сварного шва существенно возрастает. Технология, используемая в «УралСпецТранс», значительно повышает запас прочности сварных швов обечаек при возникающих усилиях скручивания.

Цистерны «УралСпецТранс» отличаются большим эксплуатационным ресурсом. Это обуславливается тем, что они изготавливаются из низколегированной стали 09Г2С на современном высокоточном импортном и отечественном оборудовании. Особое внимание на предприятии уделяют качеству окраски. Привлекательный внешний вид на долгие годы работы цистернам обеспечивает применение покрытий ведущих мировых производителей и отработанная технология покраски и сушки в специальной камере.

В соответствии с действующими в России требованиями техрегламента к автомобилям, перевозящим опасные грузы, они должны комплектоваться системами ГЛОСНАСС и тахографом. Поэтому «УралСпецТранс» оснащает свою спецтехнику системой учета и контроля. Небольшой компактный прибор сочетает в себе функции тахографа и спутниковой навигации. Навигационное устройство имеет все необходимые сертификаты и разрешения.

В рамках журнальной статьи трудно охватить весь спектр производителей современных бензовозов. Только рассказ о китайских бензовозах, наводнивших наш рынок, мог бы занять отдельную статью. И все же читатель может почувствовать, в каких непростых условиях работают наши производители бензовозов и какой высокий уровень конкуренции в этом секторе экономики.

Фото: kaessbohrer.com

Спецтехника и нефтегазовое оборудование

Приехали: В 2013 году рынок коммерческой техники достиг насыщения
Безопасность движения грузового транспорта: шины и тормоза
Бурение в строительстве: навесное оборудование и мобильные установки
Проблемы с транспортировкой дальневосточной рыбы нужно решать на федеральном уровне
Долгая дорога в Крым обещает Кубани прибыль