Капиталу путь указан

Капиталу путь указан
Автопробег "Россия-2014", который прошел в конце июня, наглядно показал, в каком плачевном состоянии находятся российские автодороги. Россия занимает первое место в мире по числу ДТП. Каждая пятая авария случается из-за неудовлетворительного состояния дорог. По оценке ГИБДД, за 2013 год на дорогах страны произошло 83 439 ДТП. Треть из них происходит из-за плохого состояния магистралей и слабо развитой дорожной инфраструктуры.

По данным мировой статистики, в рейтинге по качеству дорог и дорожного покрытия Россия расположилась на 136-м месте среди 144 стран, попавших в список. При этом необходимо отметить, что на начало 2014 года цифра обеспеченности легковыми автомобилями по стране достигла отметки в 274 единицы на 1000 жителей. Таким образом, за прошедший год прирост составил 6,6%, и в дальнейшем этот показатель будет непрерывно расти. Однако дорожная отрасль в отличие от автомобилизации страны развивается медленно. Ситуация на дорогах ухудшается: в мегаполисах увеличивается число заторов, а количество парковочных мест, наоборот, сокращается. В регионах все складывается еще острее - качество дорог оставляет желать лучшего, ремонт производится далеко не на каждом проблемном участке. Существуют трудности с развитием инфраструктуры вдоль главных транспортных магистралей.

Первая и ключевая проблема, не позволяющая кардинально улучшить ситуацию, - устаревшая нормативная база для строительства дорог и создания сопутствующей инфраструктуры. Разработанные в советское время технологии, ряд которых до сих пор используется в дорожном строительстве, не соответствуют новейшим европейским стандартам в этой отрасли. Улучшить ситуацию может переход на современные нормы, принятые в европейских странах.

Если роль ученых и строителей понятна, то роль чиновников не столь очевидна, но не менее важна. В марте 2014-го министерство транспорта подготовило поправки к существующим нормативам на содержание и ремонт автодорог, предполагающие приведение в соответствие с нормами стандартизации, действующими в Европе. Помимо этого для динамичного развития дорог в России необходимо привлечь внимание потенциальных инвесторов и облегчить им доступ в эту сферу. Увеличение финансирования и контроль расходования средств и качества работ поможет внедрить в дорожное строительство новые технологии, материалы и оборудование, а также повысить общий уровень квалификации занятого в этой сфере персонала.

Вторая проблема состоит в том, что стоимость материалов, пригодных для строительства новых дорог, постоянно растет.

Объем финансирования дорожной отрасли за 2013 год превысил бюджет российских программ по освоению космоса и составил около 450 млрд рублей.

Повышение контроля расхода средств бюджета помогло бы решить проблему, однако это вопрос системных изменений, касающихся не только транспортной сферы. Это связано еще и с тем, что в России существует монополия государства на строительство новых магистралей, поэтому об удешевлении расходных материалов пока говорить рано. К сожалению, проблема коррупции тут также играет не последнюю роль, однако говорить о ее искоренении только в одной сфере опрометчиво.

Третья проблема - слабо развитый придорожный сервис. Это в меньшей степени касается сети АЗС вследствие ее бурного развития в 2000-е годы. Однако что касается, например, придорожных гостиниц, то, согласно данным Росстата, 48% находится в центральных регионах. Это не способствует увеличению числа автоперевозок в более отдаленные регионы, где количество мотелей невелико.

Если говорить о других проблемах, связанных с развитием дорожной сферы, то одной из них также является отсутствие дифференцированных ставок транспортного налога. На данный момент

перед правительством страны и налоговыми органами стоит задача упростить и найти наиболее социально ориентированную схему взимания транспортного налога с владельцев ТС, чтобы граждане не платили за пользование автомагистралями дважды: первый раз - оплачивая налог, второй раз - за проезд.

Часть строительства финансирует инвестор, часть - государство из налогов граждан, а за пользование платной магистралью каждый проезжающий должен заплатить еще. Таким образом, получается, что для любого автомобилиста страны услуги платных автодорог обходятся в два раза дороже. Чтобы люди не платили два раза, необходима новая система оплаты, включающая в себя, например, дифференциацию ставок налога в зависимости от характеристик транспортного средства (грузоподъемность, экологический класс) и выделение в качестве платежной базы величины, влияющей на интенсивность использования придорожной инфраструктуры, километраж пробега и т.д. Основная идея заключается в том, что платить должен только тот, кто реально пользуется.

Для стабильного развития дорожной отрасли в России необходимы три составляющие: финансирование, инновации, контроль качества. Основополагающим является постоянный приток крупных инвестиций. Необходимо дать возможность бизнесу занять эту нишу, что повысит конкуренцию, следовательно, и качество дорожного полотна. Полный переход на европейские стандарты ожидается уже к 2017 году, следовательно, строительные и ремонтные работы будут вестись в соответствии с современными нормами. Важную роль играет совершенствование законодательства в сфере налогообложения. В целом растущая автомобилизация и последующее развитие дорожной и придорожной инфраструктуры позволяет ожидать роста рынка автомобильных перевозок.

Фото: gudok.ru

Алексей Тузов

Российская газета

Российская логистика должна выйти из «тупика»
Транспортная лотерея, или Как Леша тягач выбирал
"Обувь" для карьерных гигантов: прочная, термоустойчивая, износостойкая
Зачем нужны датчики деформации протектора?
Международные автоперевозчики провели митинг в Брянске