Логистика Ростовской области подтягивает рынки

Занять свою нишу

Виктор Халын начинал в 90-х с развития марок Yves Rocher, Sela, Adilisik, Atlantic в Ростове. Расширение каналов продаж заставило бизнесмена решать задачи с оптимизацией товародвижения, их хранением и транспортировкой. Но предложение на рынке отсутствовало. Сама ситуация подтолкнула Виктора Халына сменить вектор своей деятельности, отказаться от розничной торговли и заняться логистикой.

«Бизнесмен должен искать ниши, которые востребованы рынком, но не заполнены другими игроками, — объясняет свой выбор Виктор Халын. — Совместно с партнерами я выяснил потребности и прогнозы развития рынка товародвижения. Появилась идея создать под это инфраструктуру». В 2005 г. он вместе с партнерами приобрел склад потребительской кооперации России, который ранее обеспечивал товарами Северный Кавказ, но к тому периоду оказался невостребованным. Бизнесмены реконструировали предприятие до уровня регионального логистического распределительного комплекса. «После непростого периода технической и инфраструктурной реконструкции наши услуги оказались активно востребованными, — продолжает Виктор Халын. — Это казалось фантастикой, но к 2007 г. мы были практически единственными, кто предлагал такой уровень полноформатных логистических услуг в одном месте, под управлением единого логистического оператора».

— За минувшие десять лет в регионе появились новые игроки сетевого ритейла. Как это повлияло на рынок логистических услуг?

— Инвестор идет в те регионы, где присутствуют не только рынки сбыта, но и развита система распределения, регулирующая работу логистических комплексов.

Сегодня СКЛП располагает 25 тыс. кв. м складского хозяйства, являясь вторым по величине площадей подобным комплексом в нашей области, оставаясь лидером по качеству и полному комплексу логистических услуг складской логистики.

Но рынка хватит на все логистические компании, и дело не в квадратных метрах, а в технологиях.

Крупные производители продукции также нуждаются в логистических комплексах в местах размещения производств. Региональное правительство сформировало индустриальные парки на территории области. Предполагается, что размещение производства на этих землях будет наименее затратным в части подведения инженерных коммуникаций и максимально прозрачным в вопросе аренды земли. Но для производителя важно не только наличие в области сырья для производства, например, овощей для снэковой продукции, но и имеющаяся в области система сбытовой логистики. То есть инвестор приходит на тот рынок, где есть условия для создания производства, местного сбыта продукции, а также возможность организовать хранение и поставку продукции в иные регионы.

— Ростовская область чувствует себя уверенно на рынке логистических услуг. Как дело обстоит в других регионах?

— Кардинальных отличий в методах ведения логистического бизнеса в разных регионах ЮФО нет, но везде есть свои тонкости. Юг более эмоциональный, менее консервативный, здесь проще обкатывать новые технологии. При том что в стране единые законы, везде есть свои региональные особенности, способные в итоге серьезно повлиять на конечный результат.

Сегодня Ростовская область лидирует на юге России по количеству современных, категории А и В, складских помещений.

Так как в Ростове представлены современные логистические операторы, работающие в складских комплексах класса А и В, крупным поставщикам — будь то международный, федеральный или местный оператор — проще работать здесь и организовывать свою систему сбыта через нашу область. И пока подобный современный бизнес в иных территориях не сформируется, поставщик туда напрямую не пойдет, а поставки будут вестись отсюда, хотя это и не всегда географически оправдано.

Перспективными для развития логистических предприятий, формирующих товаропроводящую сеть, в первую очередь, я считаю Краснодарский край (сегодня 2-е место после РО), представленный недостаточным количеством складских площадей класса В, а в основном — С и D. Рынок Волгограда характеризуется, в основном, складским хозяйством класса С и D, что сдерживает развитие экономики этой области.

Развитие экономики объективно повышает спрос на логистических операторов и передовые информационные технологии. Сегодня Ростовская область занимает здесь лидирующие позиции и во многом формирует систему товародвижения юга России. Но объективно Краснодарский край и иные крупные территории юга активно нуждаются в создании и развитии подобной логистической инфраструктуры.

— А разве Олимпиада не дала толчок для бурного развития логистики в Краснодарском крае?

— Кубань сейчас переваривает инвестиции — бюджетное и внебюджетное вливание в строительство, которое с точки зрения логистики представляет собой перевалку грузов и не требует полноформатной логистики товародвижения.

— Строительство Южного хаба изменит ситуацию на рынке логистики ЮФО?

— С его появлением увеличится транспортный поток и появится необходимость расширения рынка. Одна из вечных проблем в России — это наши транспортные артерии. Важную роль играет наличие развитой транспортной инфраструктуры — автомобильных, железных дорог и авиатранспорта. Безусловно, важно и географическое положение. Ростовская область объективно имеет здесь выигрышное положение.

Географически Ростовская область — ворота юга России и Северо-Кавказского региона. Активное развитие транспортной и логистической сетей позволит ей укрепить и развивать лидирующие позиции на юге страны. Когда мы едем делегацией на выставку или на форум за инвесторами, мы обещаем обеспечить условия строительства, дать льготы, в ручном режиме обеспечить сопровождение проекта. Это в наших условиях необходимое, но недостаточное условие для активного привлечения инвестиций. Это немного по-детски звучит для иностранных инвесторов, потому что для всего мира это норма. Чтобы реализовать продукт, нужно говорить о том, что нужно конечному потребителю.

Области нужно, чтобы здесь появлялись заводы, которые будут создавать новые рабочие места, платить налоги в региональный бюджет, а инвестору нужно, чтобы его продукция реализовывалась с наименьшими издержками. Когда регион говорит о привлечении инвестиций, он должен акцентировать внимание не только на наличии площадей для строительства, а и на развитии инфраструктуры, в том числе логистической. Продавать надо не вещь, продавать надо имидж. Привлечение инвестиций — это, во многом, грамотная продажа имиджа региона.

IT в логистике

Максим Клягин, аналитик УК «Финам Менеджмент», утверждает, что на сегодняшний день на рынке логистических услуг ЮФО сохраняется определенный дефицит качественного предложения, в том числе ощущается нехватка современных складских объектов и комплексного сервиса, что формирует долгосрочный потенциал дальнейшего роста рынка. «Современная логистика — это много больше, чем склады и транспорт, — считает Виктор Халын. — Сегодня это, в первую очередь, информационные и процессные инновации, формирующие саму систему товародвижения, активно влияющие на себестоимость продукции и рентабельность работы ее поставщика на рынок».

— В чем заключается современный комплексный сервис складских объектов?

— Там, где это возможно, логистической компании выгодно уйти от бумажного документооборота. Расскажу на примере нашей компании. У нас операторы получают накладные приемки или отбора товара в электронном виде на наладонный компьютер, идет команда на размещение или отбор товара в определенную ячейку в складе. Раньше в такой работе вероятность ошибки увеличивал человеческий фактор, автоматизация свела ее практически до нуля. Кроме того, специальный алгоритм анализирует, какие товары чаще отгружаются вместе, и формирует соответствующее размещение товаров. Это сокращает время и издержки. Чтобы наладить это ПО, нам пришлось потрудиться совместно с разработчиками программ, но результат оправдал все ожидания. Отлаженная на нашем предприятии программа складской обработки товара признана и зарубежными международными компаниями.

— В чем выгода IT-технологий для логистического предприятия?

— Я намеренно ухожу от отдельных понятий: «компьютерная система», «IT-услуги», имея в виду именно комплексную логистическую систему, которая состоит из информационной системы, программного обеспечения, технологических карт, регламентов работ и многого другого. Все это обеспечивает взрывной рост производительности труда, изменение социального статуса работников, снижение себестоимости, рост рентабельности бизнеса и в конечном итоге развитие экономического потенциала региональной экономики.

— А как клиенты реагируют на такие нововведения?

— Один из наших клиентов — крупная международная компания — работал по своим складским программам. Когда мы выступили с предложением работать на нашем ПО, их ответ был отрицательным, т. к. недостаточное обеспечение информационной составляющей могло обойтись слишком дорого. Пришлось пустить в ход все «обаяние» предприятия, чтобы уговорить клиента поработать пару месяцев в двух программах. Нам это было затратно и неудобно, но все было подчинено одной цели — перейти на наше информационное обеспечение. Но результат был в нашу пользу: это была крупная победа,

мы доказали, что российское может быть не хуже зарубежного.

Недешевые услуги

За последние два года арендные ставки на складские помещения достигли докризисного уровня. Их повышение обусловлено совокупностью общеэкономических факторов, в числе которых — увеличение товарооборота, высокая активность грузоперевозок. По данным аналитической службы «ДК», на сегодняшний день арендные ставки находятся в диапазоне от 150 до 500 руб. за кв. м. У СКЛП самая дорогая в регионе арендная ставка (по данным ТОП-листа «ДК» от 12.08.2013 г.).

— Из чего складывается стоимость логистических услуг?

— Логистические услуги не могут стоить дешево. Строительство современных складских площадей без вложения средств в создание логистических услуг на их базе не востребовано рынком. Несколько лет назад один из известных федеральных производителей продукции для населения перестал справляться с растущими объемами и в условиях резкого снижения рентабельности пришел к нам. Ведь в конечной цене товара логистика на всем этапе от производства до сбыта составляет порядка 50%. Можно заниматься производством, но слаборазвитая логистика подставляет компанию и делает ее неконкурентоспособной.

— А если инвестор решил строить логистический комплекс, на какие расходы ему рассчитывать?

— Строительство логистического центра дело затратное. Строить меньше 10 тыс. кв. м — нерентабельно. Многое зависит от стоимости земельного участка, а он должен минимум быть в 2,5-3 раза больше площади складского корпуса, так как нужна площадь для отстоя и разворота фур, коммуникации и т. п. Но это только недвижимость. А ведь есть еще затраты на погрузочную технику: один погрузчик стоит €25-30 тыс., а их на 10 тыс. кв. м нужно около десятка. Необходимо приобрести стеллажное оборудование, компьютерное обеспечение, в т. ч. серверное оборудование и хранилище данных. И многое другое.

Если есть готовые площади, то, в принципе, можно начинать и с 5 тыс. кв. м. В зависимости от типа продукции нужно рассчитывать и материальное обеспечение. Франшиза будет дешевле, чем все делать самому или с привлечением специалистов IT. Само по себе компьютерное обеспечение, даже внедренное дилером, без технологических карт и регламентов реально работать не будет в должной мере и в полном логистическом цикле. В логистике можно зарабатывать деньги двумя способами: строить складскую недвижимость и сдавать ее в аренду или же оказывать услуги по хранению и обработке груза, используя складские помещения. В современной экономике будущее за последним.

Фото: sklp.biz

Виктория Морозова

Деловой квартал

Почему на границе между Крымом и Украиной застряли сотни фур
Как сказка стала былью: универсальный передаточный документ
На фоне падения рынка КАМАЗ добавляет новому супертягачу 5% в рублях
Чем может обернуться отключение станций GPS?
Бельянинов как диагноз