На перекрестке Евразии, или Логистика для новой экономики Челябинского региона

Логистика в России: все через Москву

Естественно, прежде всего эксперты дали оценку общего состояния отечественной логистики.

- Сегодня большая часть складской недвижимости сосредоточена в центре страны, - рассказал Антон Репин, директор департамента индустриальной и складской недвижимости, земли компании KnightFrank (г. Москва) . - 80% всех площадей располагаются в Московской и Ленинградской областях. И это естественно — именно

столичные города контролируют 30% всего товарооборота страны. Все остальные 17 городов-миллионников — 32%.

Москва является и крупнейшим распределительным центром, и самым крупным центром потребления. Что же касается областных центров, то они зачастую сталкиваются с такими проблемами, как неразвитая транспортная инфраструктура, недостаточно активная экспансия федеральных торговых операторов. Между тем именно развитие торговли является главным «драйвером» рынка, только на втором месте — развитие производства. Однако ситуация постепенно меняется: в 2013-2014 годах будут построены новые объекты в самых крупных городах-миллионниках, которые возводятся с участием как федеральных, так и местных игроков рынка . Ожидается рост объема сделок в регионах на 30% по сравнению с 2012 годом.

На первое место по объему качественных складских помещений среди городов-миллионников вышел Екатеринбург ( 605 тысяч квадратных метров по данным на первое полугодие 2013 года).

Естественно, выросли и ставки аренды: в начале года они составляли около 90-115 долларов за квадратный метр в год ( без учета НДС, операционных расходов и коммунальных платежей), то сегодня мы наблюдаем их рост на 7-10 %.

Логистика региона: по-прежнему дефицит

Строительство крупных логистических центров идет и в Челябинске. Так, 19 сентября Губернатор Челябинской области осмотрел площадку, на месте которой в феврале-марте следующего года появится крупный логистический центр. Он расположится недалеко от пос. Октябрьский Копейского городского округа, его площадь составит 30 тысяч квадратных метроы складской площади класса А. В будущем планируется сдача второй очереди, площадь которой составит 30-40 тыс. кв.м. Основное отличие от существующих складов – полностью автоматизированная система обработки приходящих грузов.

«Такой объект очень необходим Челябинску, потому что основная масса складов построена в советские годы и не соответствует современным требованиям. Количество товаров, которые потребляют жители области, возросло кратно. Это можно судить по магазинам - сколько было раньше, сколько сейчас, – отметил глава региона. – Во всем мире строятся такие логистические комплексы, где автоматизированная система приема, выдачи и учета товара, очень высокая производительность труда. Они являются базовыми не только для крупных городов, но и для близлежащих территорий».

Кроме того, в непосредственной близости от г. Челябинска (76 км) в рамках развития транспортных коридоров на пространстве стран Шанхайской организации сотрудничества планируется строительство крупного транспортно-логистического комплекса класса А «Южноуральский». Общая площадь I очереди составит 90 тыс. квадратных метров.

Между тем, по мнению аналитиков, даже ввод в строй этих объектов не покроет дефицит качественной складской площади в нашем городе.

- Появление в Челябинске складских комплексов класса «А» - знаковое событие,

- считает директор по развитию компании «Логопарк.Ру» (г. Москва) Александр Перфильев. - До сих пор в столице Южного Урала насчитывалось около 100 тысяч квадратных метров складов класса «В».Такая ситуация объясняется близостью Екатеринбурга, который «оттягивает» на себя многие товарные потоки. К тому же из-за кризиса 2008 года многие проекты в области логистики, которые были заявлены в регионе — складские комплексы компаний «ПРОМАСС», Евразия Логистик, ГК»Лидер» - не были реализованы. Сейчас объекты строятся, уже есть и проекты, и инвестиции.. Но комплекс «Южноуральский» будет обслуживать в основном поток товаров из Китая, а площадей, которые строит компания «Логоцентр» под Копейском, не хватит для покрытия дефицита...

- В Челябинске интенсивно развивается торговля, здесь очень активны федеральные сети, - соглашается с ним Антон Репин. - Потому для того, чтобы удовлетворить потребности региона, необходимо построить еще около 200 тысяч кв. метров качественных складских помещений. С другой стороны, наличие таких потребностей означает что у региональной логистики есть потенциал для развития.

Перспективы: назло кризисам

Несмотря на неблагоприятные прогнозы экономистов, торговля продолжает развиваться. Эта тенденция сохранится и в обозримом будущем. Потому прогнозы аналитиков для сферы логистики, напрямую связанной с коммерцией, можно назвать оптимистическими.

- Спрос на склады класса «А» будет продолжать расти, - уверен Александр Перфильев. - В таких комплексах хранить грузы гораздо эффективнее — благодаря своей «многоэтажности» на единицу площади можно они могут «принять» большее количество товаров. Кроме того, будет расти количество складов, поддерживающих определенный температурный режим. В столичном регионе, например, реализовано сразу несколько проектов строительства таких объектов. Наращивают свои складские мощности операторы сборных грузов, что говорит о росте спроса на такие услуги. И даже частные лица начинают гораздо активнее пользоваться складами индивидуального хранения ( Self-storage). Этот рынок в нашей стране только начинает развиваться, а в США Self-storage — это отрасль, годовой оборот которой — 22 миллиарда долларов. Кроме того, ожидается новая волна «сетевого маркетинга», и основными игроками на этом рынке станут компании из Китая. Для них потребуются склады не только в столице, но и в регионах. И, разумеется, нельзя не замечать растущий спрос на складские помещения со стороны Интернет-магазинов. Если в прошлом году они арендовали крупные площади в Москве, то теперь они открывают небольшие площадки в основных городах-миллионниках. Но это только начало, далее развитие будет идти по восходящей...

Таким образом, из высказываний аналитиков следует вполне однозначный вывод — ставка властей региона на развитие логистических комплексов — это правильное решение. Не зря Челябинск издревле стоит на перекрестке крупных торговых путей Евразии.

Фото: kursdela.biz

Андрей ВАГАНОВ

Вечерний Челябинск

Погибая, дальнобойщик тщетно взывал о помощи
Каркас грузовой или денежный?
Варите и везите
Дневник дальнобойщика: возвращение в Крым
"Крышуем" грузы