Налоги и дороги в Германии

Налоги и дороги в Германии
Говорят, через два года немцы будут платить за то, чтобы доехать на автомобиле до рабочего места. Налоги Германии — очень интересная тема. Налоги — это те деньги, которые берут с работающих граждан для того, чтобы у государства были средства. На налоги содержат безработных, получателей социального пособия, армию, чиновников, политиков и, конечно, федеральное правительство.

Кайзер и налог на шампанское

Например, сто лет назад кайзер ввел налог на шампанское, дабы было на что финансировать строительство военного флота. Кайзер давно почил в бозе, а налог на шампанское остался. Точно так же некогда налог на табак должен был помочь объединению Германии. Или вот еще — в конце девяностых годов «зеленые» потребовали повысить налоги на горючее и довести его цену до пяти евро. Средства эти предполагалось потратить на решение пенсионных проблем. Налог этот тогда не ввели, но цена на горючее повышается постоянно, и в нее включается сразу несколько спецналогов и сборов — помимо налога с продаж, естественно.

Нынче из полутора евро, которые водитель платит за литр топлива, более половины уходит в казну. За каждую машину в Германии ежегодно взимается транспортный налог. Например, наша десятилетнего возраста «Опель-Корса» обходится в 87 евро. Транспортный налог зависит от объема двигателя и его мощности, а также от вида топлива и его расхода. В определенной степени страна пытается с помощью этого налога заставить нас бережнее относиться к окружающей среде, пытается помешать изменению климата и надеется предотвратить всевозможные катастрофические последствия этого процесса.

Намерения, конечно, похвальные. Примерно с этой же целью несколько лет назад был введен экологический сбор, призванный защищать от загрязнения атмосферу в больших городах, где концентрация вредоносных газов особенно высока. Поэтому, дабы въехать в город, нужно иметь специальное разрешение, подтверждающее экологическую безопасность автомобиля. Эта маленькая зеленая наклеечка на стекле стоит приличных денег, кстати.

Теперь немного о сборах. То есть налоги налогами, а сборы — это иная песня. Но сначала — о дорогах Германии вообще. И о ситуации с этими дорогами в целом и в частности. Когда-то немцы гордились ими. Сегодня они костерят их на чем свет стоит. За пробки, за выбоины, за нескончаемые строительные работы.

Причин для недовольства много, но все реально сводится к одной: на модернизацию дорог не хватает средств. Давать их на дорожные работы не хочет никто

— ни я лично, ни другие немцы, ни само государство. В этом проще простого убедиться, наблюдая за бурными спорами, которые вспыхнули на днях, когда один из региональных политиков, премьер-министр земли Шлезвиг-Гольштейн Торстен Альбиг, предложил брать с владельца каждого автомобиля по сто евро в год на ремонт дорог.

Вот тут уже речь идет не о налогах, которые сами по себе, а о сборах. Которые — дело добровольное, но некоторые намерены сделать их обязаловкой. Господин Альбиг мотивирует добровольную обязаловку тем, что из-за плохого состояния дорог страдает каждый из нас. С чем, конечно, не поспорить.

Аккуратная немецкая пробка

Тот, кто ездит на работу на машине, в среднем проводит примерно шестьдесят часов в год в пробках. Потери топлива и времени обходятся каждой семье в среднем в пятьсот евро в год. В опросе, проведенном кельнским институтом экономики, две трети немецких компаний отметили, что состояние дорог отрицательно сказывается на производстве и доходах. 23 процента компаний считают, что последствия эти весьма серьезные. Например, предприятия, везущие продукцию из Баден-Вюртемберга в порты Роттердама или Гамбурга, теряют много времени и денег из-за постоянных пробок на кольце вокруг Кельна.

Причина пробок на немецких автобанах в том, что большинство дорог были проложены сразу после войны и сегодня просто тесны для потоков машин.

После войны и в 60-70 годы Германия вкладывала очень большие средства в строительство автобанов. Однако все мы понимаем, что после стольких лет эксплуатации дороги, даже при бережном немецком уходе, нуждаются в капремонте. А капремонта центральные дороги страны не видели уже лет пятнадцать.

Ни для кого не секрет, что плохое состояние трасс во многом объясняется изменением транспортной политики. В 70-е годы в ФРГ была поставлена цель — каждый житель должен иметь возможность за двадцать минут добраться до автобана. Сейчас задача иная — человек должен как можно реже садиться в автомобиль, отдавая предпочтение поездам или велосипедам.

Если уже завтра не заняться капремонтом, то через двадцать лет упадок экономики Германии гарантирован. Ничего удивительного в этом нет, ведь общая протяженность дорог страны составляет более 600 тысяч километров. Одних только автобанов у нас 13 тысяч километров, федеральных дорог — 40 тысяч. Власти со страхом смотрят в будущее: к 2025 году число грузовиков, двигающихся по автобанам, должно удвоиться.

Для поддержания дорог на конкурентоспособном уровне Германии дополнительно к тем пяти миллиардам евро, что планирует выделить нынешнее правительство, необходимо еще не менее четырех миллиардов в год.

Проще говоря — в ближайшие десять лет нужно выложить 40 миллиардов. И вся эта астрономическая сумма — только на содержание и ремонт федеральных дорог, а в целом на содержание и ремонт автобанов, мостов и тоннелей необходимо примерно 90 миллиардов евро.

О состоянии большинства улиц в городах я просто умолчу. Естественно, все не так плачевно, как во многих небольших городках Казахстана, но, тем не менее, все чаще встречаются трещины, выбоины, промоины. Сейчас на содержание улиц и местных дорог тратят пять миллиардов евро, но, по мнению экспертов, давно нужно выделять вдвое больше. Одна только загвоздка: эти миллиарды нужно изыскивать местным властям. А денег у этих местных властей куда меньше, чем у федерального правительства. И кредиты им брать нельзя, поскольку сейчас в стране одна приоритетная цель — экономия средств и борьба с долгами.

Платят все!

Словом, ничего удивительного в том, что господин Альбиг предложил собирать деньги с водителей. Ничего удивительного нет и в том, что эти самые водители против. Иметь машину в Германии — не только необходимость, но и недешевое «удовольствие», так что лишний раз раскошеливаться никто не желает.

На данный момент более всего отягощены различными сборами и налогами грузовики весом более 12 тонн. Каждый из них должен иметь специальное электронное устройство, которое благодаря спутниковой навигации четко фиксирует, в какой точке грузовик въехал на автобан и в какой точке с него съехал.

Это позволяет с точностью до цента вычислить размер платы за проезд по дороге. Для контроля на автобанах были поставлены около 500 ажурных конструкций, оснащенных видеокамерами, радарами, спутниковыми антеннами, запоминающими всех, кто едет. Незаплативших «отлавливают» мобильные группы Федерального ведомства грузовых перевозок, в которое перевели многих таможенников. Неплательщикам грозят огромные штрафы — до 20 тысяч евро. С 2018 года с грузовиков будут брать плату и за проезд по федеральным дорогам.

Только в Германии эта система охватывает полтора миллиона грузовиков. Система, рождавшаяся в свое время с большими трудностями и политическими скандалами, обошлась налогоплательщикам во многие миллиарды, но, надо признать, что все окупилось. Теперь эту систему планируется задействовать и для взимания платы с легковых машин. Ввести ее планируется с 2016 года. Проще говоря, не исключен вариант, что через два года за удовольствие доехать до работы каждому владельцу автомобиля придется платить деньги. Понятно, что немцев в восторг это не приводит. Более того, приводит в негодование.

Госпожа Меркель долго и категорически выступала против. Но потом эта идея все равно была включена в программу правительства, и теперь остается только ждать момента, когда будет принят соответствующий закон. Самое интересное, что у этого закона уже даже есть оправдание: он якобы должен «как-то» увязать новые и старые налоги и сборы с тем, чтобы не слишком уж обременять водителей. Какова будет стоимость этого среднего налога, никто пока не знает. Но ходят слухи: примерно 227 евро в год. Все министры за этот закон при условии, конечно, что новый налог действительно пойдет на ремонт дорог. Ну и, конечно, главный лейтмотив планируемого нововведения — призыв к сознательности: дороги нужны всем, а значит, и платить за них нужно всем.

Фото: ezdili-znaem.com

Светлана Фельде

Московский Комсомолец - Казахстан

Разъяренные водители устроили охоту на мошенника, не платившего им зарплаты
Кому как повезет
ЕЭС: Подготовка к главной "схватке"
IRU предоставила доказательства, опровергающие заявления ФТС России о задолженности по МДП
Отечественная спецтехника: что дальше?