Новые таможенные правила России могут спровоцировать международный скандал

Таможенные маневры

Аналитики высказывают предположение, что, вероятнее всего, решение о переносе сроков вызвано желанием российской стороны избежать международного скандала - европейские регуляторы считают, что инициатива ФТС противоречит международному праву (в частности, Конвенции о международной перевозке грузов). Под нажимом извне ФТС однажды уже сдвигала сроки начала действия новых правил.

Изначально они должны были заработать 14 августа, но  потом дата была передвинута на 14 сентября. Тогда руководство ведомства сообщило, что пошло на это, чтобы дать бизнесу возможность подготовиться. Теперь объяснений переноса не последовало вовсе.

Правда, в письме от 13 сентября ФТС указывает, что новые правила все-таки вводятся, как и было обещано, с 14 сентября, но коснутся только Дальневосточного и Сибирского таможенных управлений. Эта директива была встречена участниками рынка с улыбкой. «На деле этот шаг означает новую отсрочку повсеместно, ведь азиатские страны, с которыми имеют дело упомянутые управления, и так не работают с МДП», - сообщил DW гендиректор компании «Кастомс Рус», член Германо-российской внешнеторговой палаты Андрей Кириенков. В самой ФТС на просьбу DW объяснить принятое решение не отреагировали.

Официальные мотивы

Основанием для появления новых правил стал застарелый конфликт ФТС с Ассоциацией международных автомобильных перевозчиков (АСМАП), контролирующей до 90 процентов рынка автоперевозок по России и выдающей книжки МДП.

В ФТС утверждают, что за АСМАП накопилась задолженность по уплате таможенных платежей, которая вместе со штрафами и пенями составляет 20 миллиардов рублей (около полумиллиарда евро).

Как заявил глава ФТС Андрей Бельянинов на пресс-конференции в Москве в августе, решение отменить хождение книжек МДП на российской таможне продиктовано именно желанием принудить АСМАП к скорейшему погашению долга, который копился около двадцати лет. О причинах, побудивших таможню разобраться с должником именно сейчас, глава ФТС высказался так: «Мы ищем резервы для пополнения бюджета».

Версия участников рынка

Эксперты уверены, что дело далеко не только в заботе о бюджете.

Если с рынка уйдет АСМАП, его место займут поручители, которые вполне могут оказаться аффилированными с ФТС.

Так, в частности, считает Андрей Кириенков. Аналогичного мнения придерживаются и сами перевозчики. «Это огромный рынок, - заявил DW один из владельцев транспортной фирмы, попросивший не называть его имени. - Сейчас начнется передел».

По его словам, незавершенностью конфликта АСМАП и ФТС объясняется и перенос сроков на 1 декабря: «Думаю, решение о переносе связано с тем, что торг продолжается. Кстати, дата выбрана грамотно: известно, что в декабре, перед Рождеством и Новым годом, грузопоток особенно активен. Теперь мы будем сидеть на иголках до декабря».

«Беспокойство тех, кого коснется нововведение, можно понять. Ведь оно может привести к временному увеличению сроков и стоимости доставки», - объяснил DW управляющий партнер логистической компании «ЛогЛаб» Михаил Малахов. Эксперты уверены, что успеть создать полноценную новую систему работы на границе невозможно даже с учетом отсрочки.

«Существующая система будет разрушена, а новую схему работы никто не знает, - посетовал в интервью DW менеджер международных перевозок польского представительства FM Logistic Катаржина Кржиновек. - Машины будут стоять на границе и терять время, коммерческие контракты будут пересматриваться».

Белорусский фактор

В том, что на первый порах избежать очередей не удастся, убежден и гендиректор курьерской компании City Express Алексей Кичатов. По его мнению, несмотря на то, что ФТС предлагает перевозчикам использовать другие формы обеспечения таможенного транзита, так быстро новая система не наладится. К тому же сами пропускные пункты не оснащены необходимым программным обеспечением.

Особую тревогу у участников рынка вызывает тот факт, что новые правила будут распространены на Россию, в то время как их категорически не принимает Беларусь, через которую идут основные товарные потоки из Европы.

«В Беларусь из Европы товары будут поступать по книжкам МДП, а дальше, в Россию, без таможенного контроля.

Как решить этот вопрос, никто не знает, ситуация чревата конфликтом интересов двух стран», - предупреждает Андрей Кириенков.

Катаржина Кржиновек подтверждает существование проблемы: «Товары из Польши в Россию проходят через польско-белорусскую границу, и наши коллеги в Беларуси не знают, как работать без TIR». По ее словам, отказ России от книжек МДП будет равносилен «революции».

Фото: провэд.рф

Немецкая волна

«Белшина»: на пути к непотопляемости
1200 калининградских грузовиков останутся без водителей
Складской расклад
Происшествие под Тайшетом
Triangle идет на запад