Перевес на дороге

Перевес на дороге
Сегодня протяженность автодорожной сети в России составляет примерно 1,4 млн километров. Казалось бы, много. Однако, если учесть огромную площадь нашей страны, получается, что 1 квадратный километр РФ располагает аж 80 метрами "автобанов". Негусто, тем более что цифра сродни средней температуре по больнице.

Есть, конечно, у нас регионы с довольно плотной дорожной сетью, причем именно в них и кипит дорожное строительство. Но гораздо больше субъектов РФ испытывают жесточайший дорожный "голод". Из 503 тыс. км дорог регионального и 842 тыс. км местного значения треть не имеют твердого покрытия. Не отвечают нормативным требованиям 53% федеральных и 63% региональных трасс. Такие данные прозвучали на заседании президиума Госсовета в Новосибирске, посвященном совершенствованию автодорожной сети для комплексного освоения и развития территорий. Такой же теме был посвящен "круглый стол" в ходе форума "Дорога-2014".

Проведенный недавно минтрансом опрос показал, что более 40% граждан отмечают положительные сдвиги в дорожном хозяйстве. Лучше всего эти изменения видны на федеральной сети. Как сообщил руководитель Росавтодора Роман Старовойт, за нынешний дорожный сезон (он еще не окончен) удалось построить более 500 км новых магистралей и отремонтировать 9,5 тыс. км. Такой прорыв стал возможен благодаря 100-процентному финансированию, на которое дорожники вышли в этом году. Если денежный источник не иссякнет, то уже к 2018 году 85% протяженности федеральных трасс будут соответствовать нормативному состоянию (остальные 15% - это ежегодный плановый ремонт).

Во многом спасает положение Федеральный дорожный фонд, из которого Росавтодору в этом году поступит 396,5 млрд руб. (еще 111 млрд освоит ГК "Автодор"). Сам ФДФ складывается из акцизов на ГСМ, ассигнований бюджета, неналоговых доходов от дорожной деятельности (сборы за провоз негабаритных грузов, штрафы за нарушение правил перевозок и т.д). Все дорожные объекты, на которые предполагается потратить средства ФДФ, объяснил "РГБ" Роман Старовойт, проходят утверждение на уровне правительства РФ. Контроль расходования средств - жесточайший и многоступенчатый, начиная от Главгосэкспертизы и заканчивая внутренним аудитом Росавтодора. Поживиться за счет государства у строителей уже вряд ли получится: на площадке обязательно круглосуточное присутствие генподрядчика. Благодаря такому подходу в этом году удалось сохранить в копилке фонда 11 млрд руб. А дороги становятся качественнее и безопаснее.

К сожалению, региональным, а тем паче муниципальным автострадам пока похвастаться нечем.

В стране 46 тыс. населенных пунктов, где проживают около 3 млн человек, не имеют круглогодичной транспортной связи с основной дорожной сетью.

Для исправления ситуации и удвоения, согласно поручению президента, объемов дорожного строительства к 2022 году, считает гендиректор Российской ассоциации территориальных органов управления автодорогами (РАДОР) Игорь Старыгин, регионам необходимо планировать дорожную деятельность на долгосрочный период. Пока только один субъект РФ утвердил такую программу до 2022 года, и еще четыре - до 2025 г., остальные ограничились ближними датами.

Подводит и финансирование. Так, объяснил он "РГБ", одним из источников наполнения Региональных дорфондов является акциз на ГСМ. Но в 2012 году недобор акцизов составил 25 млрд руб., в прошлом - 53 млрд, а за 8 месяцев нынешнего года - 78 млрд руб. Причина весомая: были снижены ставки акцизов для компаний, выпускающих моторное топливо высокого экологического класса.

Еще одна острая тема - сохранность дорог. Никакое финансирование не обеспечит этого, если дороги будут эксплуатироваться с перегрузкой, сообщил начальник управления эксплуатации автомобильных дорог Росавтодора Павел Ручьев. Пока же примерно треть рейсов выполняется перевозчиками с превышением допустимой массы автомобиля, в среднем перегруз доходит до 45%. Выход видится в расширении сети пунктов весового контроля.

Сейчас в России 61 пункт весового контроля, а надо 243.

Необходимо кратное увеличение штрафов за перегруз, лицензирование грузовых перевозок, перераспределение грузов на другие виды транспорта (железную дорогу, внутренний водный транспорт).

Сейчас в Госдуме на рассмотрении находится законопроект, запрещающий перевозить по автодорогам делимые (сыпучие, штучные и т.д.) грузы весом более 40 тонн. Если он будет принят, обстановка на дорогах улучшится.

Фото: moltrans.com

Ирина Фурсова

Российская газета

Новые мосты для северо-запада России
Новый Volvo FH: проверка на сибирском тракте
Экспорт спровоцировал рост цен на бензин
Крупнейший во Франции логистический центр использует мегапиксельные камеры Arecont Vision
Парламентарии озаботились коррупцией в ФТС