Полная остановка или перерыв перед разгоном?

Полная остановка или перерыв перед разгоном?
Российский рынок грузовой техники переживает сейчас не самые оптимистичные времена. Аналитики в один голос прогнозируют его падение. К слову, о падении говорят не только эксперты, но и цифры. В 2013 году рынок тяжелых и средних грузовиков уменьшился на 20% и составил порядка 110 ед. техники, да и в текущем году все указывает на то, что ситуация вряд ли улучшится.

Почему так получилось? Некоторые специалисты считают, что всему виной непредсказуемое развитие мировой и российской экономик в течение нескольких ближайших лет. Ведь как бы там ни было, а покупка грузовой машины по цене свыше 100 тыс. евро - это масштабное финансовое вложение для абсолютного большинства организаций. И идя на этот шаг, компания должна точно знать, что подобные траты в недалеком будущем окупятся с лихвой.

Другие эксперты придерживаются мнения, что на рынок прямое влияние оказало введение в 2012 году утилизационного сбора. Ведь после того, как документ вступил в действие, стоимость зарубежных грузовиков увеличилась на 150-500 тыс. рублей. И теперь покупатели не торопятся массово приобретать грузовую технику, ожидая, по-видимому, дальнейшего уменьшения цен.

Какое будущее ждет рынок грузовиков? Попытаемся разобраться вместе с аналитиком агентства "АВТОСТАТ" Алексеем Мухановым.

- На рынке легковых авто в России в нынешнем году отмечается спад как выпуска, так и продаж. Правда, эксперты считают, что ситуация 2009 года, когда он уменьшился наполовину, рынку не грозит. А какая ситуация сложилась на рынке коммерческого транспорта в нынешнем году?

- Уменьшение реализации коммерческой техники отмечалось еще в прошлом году. По итогам 5 месяцев 2014 года реализация стала меньше на 14,6%. При этом самые сложные времена переживает сегмент LCV, потерявший по сравнению с прошлым годом 16,7%. Спрос на грузовые автомобили сократился на 12,1%, а на автобусы - на 9,9%.

Динамика рынка грузовиков за январь-май 2014 года

Полная остановка или перерыв перед разгоном?

- На ваш взгляд, почему продажи комтранспорта в этом году так активно уменьшаются?

- Основной причиной могу назвать ухудшение экономической ситуации в стране. Снижаются объемы производства, уменьшается товарооборот, следовательно, уменьшается потребность в грузоперевозках. В такой ситуации игроки рынка не рискуют осуществлять массовые закупки новой техники. Кроме того, завершение крупных строительных проектов также повлияло на рынок.

- Какие меры смогут изменить ситуацию на рынке в лучшую сторону?

- Улучшить ситуацию, по аналогии с рынком легковых автомобилей, могла бы программа льготного кредитования на покупку комтехники. Однако основной потенциал для роста - в "старом" парке. Почти 70% эксплуатируемых в России коммерческих автомобилей имею "возраст" старше 10 лет. В такой ситуации требуется стимулировать предприятия обновлять автопарк. В качестве мер могут выступить повышенный налог на технику не соответствующую современным экологическим нормам или запрет на использование таких автомобилей при осуществлении государственных заказов. Также не стоит забывать о запрете использования старых грузовиков и автобусов, который не так давно обсуждался.

- Сколько грузовиков было реализовано за 5 месяцев? Машины какого производителя пользовались в этом плане наибольшей популярностью?

- По итогам 5 месяцев продажи грузовиков в России составили 38,4 тыс. шт. Самой востребованной продолжает оставаться продукция КАМАЗа.

TOP-10 HCV (>16 т.)

Полная остановка или перерыв перед разгоном?

- Сколько грузовиков было импортировано за этот период, и какие марки оказались наиболее востребованными для импорта? Какая часть рынка им принадлежит?

- За январь-апрель в Россию было импортировано 9,4 тысячи новых грузовиков. Больше 50% этого объема пришлось на три марки - MAN, Scania и Hyundai. По итогам 5 месяцев ощутимо упала реализация у DAF(-47,5%), Volvo (-45,9%) и Renault (-42%). При этом на фоне общего снижения рынка продажи КАМАЗа уменьшились на 2,8%. Около 2% к прошлогодним результатам добавили НефАЗ, Урал и Scania. Успех первых двух марок объясняется востребованностью в строительной и горнодобывающей сферах. Шведские грузовики традиционно являются популярными в России, особенно в сфере магистральных перевозок. Причина - наиболее приемлемое соотношение "цена/качество/сервис". Заметный рост демонстрируют японские производители: Hino (+48,8%) и Isuzu (+94,4%), в первую очередь благодаря среднетоннажным грузовикам, хорошо подходящим для установки различных надстроек. Продажи LCV за пять месяцев составили 52,9 тыс. шт. Лидерство по продажам здесь традиционно принадлежит ГАЗу.

TOP-10 CV (3,5-16 т.)

Полная остановка или перерыв перед разгоном?

- А что касается импорта LCV - как в этом сегменте обстоят дела?

- Импорт легкой коммерческой техники в Россию за 4 месяца достиг 18,6 тыс. ед. В лидерах по объему импорта находится Peugeot (3,7 тыс. шт.).

- Как вы считаете, может ли лидер российского рынка LCV "Группа ГАЗ" со временем уступить это "звание" другой марке? И что это будет за марка?

- Я думаю, в ближайшем будущем этого не стоит ожидать. Допускаю, что мы будем наблюдать постепенное снижение рыночной доли ГАЗа и увеличение спроса на иностранных представителей LCV. Но пока у Горьковского завода есть основное конкурентное преимущество - цена. Кроме этого, завод продолжает модернизировать выпускаемую продукцию. Так что ситуация кардинально не изменится.

- А что касается остальных грузовиков?

- Вероятнее всего, в ближайшие пару лет мы будем наблюдать падение рынка грузовых автомобилей, после чего ожидается его восстановление. Согласно прогнозу АА "Автостат" в 2015 году продажи грузовой техники достигнут 100 тыс. единиц. Но при неблагоприятных экономических и политических событиях можно ожидать их снижения до уровня 80 тыс. единиц.

"Большая семерка"

Полная остановка или перерыв перед разгоном?

- Какое будущее в России ждет китайских производителей? Увеличится ли в перспективе их доля на рынке?

- Китайские машины наиболее востребованы в сфере строительства. Пользуются популярностью и среднетоннажные грузовики. Пока что объемы реализации большинства производителей невелики и продажи не стабильны. Государству удалось разрешить ситуацию, вызвавшую недовольство всех игроков рынка, с поставкой в Россию грузовиков из Поднебесной, не соответствующих современным экологическим нормам, это также отразилось на уровне продаж. Против китайцев играют также проблемы с качеством и организацией сервиса. Похожая картина несколько лет наблюдалась на рынке легковых автомобилей. Когда китайским производителям удастся улучшить эти показатели, их грузовики смогут составить существенную конкуренцию отечественной техники.

Фото: tir.500v.net

ГРУЗОВОЙ.РУ

Грузовой перевал портов
Укрощение вихря
Почему в Норвегии топливо дорогое, но граждане довольны
Логистика как единый процесс. Где искать источники дополнительной прибыли?
Волгограду грозит транспортный бойкот