Прием против лома

«Середнячкам» не повезло

По данным группы ГАЗ, рынок среднетоннажных грузовиков снизился на 15%. В основном падение произошло за счет импорта, его объем в этом сегменте упал почти на 40%. «Дальнейшее развитие событий на рынке коммерческого транспорта будет в основном зависеть от общей ситуации в экономике, причем не только в России, но и во всем мире, в частности в зоне евро», — прогнозируют в компании.

Также заметно просел рынок грузовых автомобилей категории N3 (полной массой более 12 т). «В абсолютных величинах сегмент N3 снизился в среднем на 10–15% в первом полугодии 2013 года, — говорит директор по продвижению продукции и корпоративным коммуникациям Volvo Trucks Ильдар Урманов. — При этом несколько увеличилась рыночная доля ведущих мировых брендов, но также проявилась и противоположная тенденция. В связи с притоком низкоквалифицированных водителей-мигрантов в транспортную отрасль возрос спрос на недорогие грузовые автомобили, — отмечает эксперт, — даже в ущерб обеспечения надежности и безопасности транспортных услуг. В результате

технологические лидеры прибавили в доле рынка, как и аутсайдеры, а «середнячки» в основном свою долю рынка утратили».

Эксперты связывают спад рынка не только с экономическим кризисом. По мнению аналитиков компании «Скания-Русь», у всех производителей и импортеров коммерческого транспорта, работающих в России, проблемы общие. Это невозможность планирования своих действий на перспективу в связи с неясностью нормативной базы и появлением плохо подготовленных законов, касающихся, например, введения утилизационного сбора и обязательности установки тахографов (прибор, предназначенный для регистрации скорости движения, пробега и ряда других параметров автомобиля).

Всем миром против КамАЗа

Конечно, введение утилизационного сбора должно было компенсировать снижение таможенных пошлин в связи с вступлением России в ВТО, но недавно Евросоюз подал в суд ВТО иск о неправомерности утилизационного сбора в России. К жалобе присоединились также Япония, Китай, США, Турция и Украина. Жалобщики утверждают, что эта мера предоставляет необоснованные преимущества ряду автопроизводителей, которые от уплаты налога освобождены. Это российские автозаводы КамАЗ, АвтоВАЗ, группа ГАЗ и Sollers, а также производители стран Таможенного союза, в частности МАЗ.

В ответ на это был разработан проект закона, который распространяет утилизационный сбор на всех автопроизводителей, его принятие планируется Госдумой в ноябре 2013 года.

«Но практически все российские производители грузовых автомобилей под иностранными брендами уплачивали и уплачивают утилизационный сбор и до введения этого закона, — объяснил г-н Урманов. — Поэтому существенного позитивного или негативного влияния этот процесс на них не окажет. Аналогичная ситуация и для импортеров техники.

Введение утилизационного сбора для российских производителей под российскими брендами власти наверняка постараются компенсировать в ближайшем будущем предоставлением новых льгот и преференций за счет бюджета.

Однако в любом случае это приведет к замедлению оборота денежных средств для данной группы автопроизводителей, что создаст дополнительные сложности для них».

В целом, как считают в компании «Скания-Русь», введение утилизационного сбора для работающих на территории России автопроизводителей повлияет как на отечественных производителей грузовиков, так и на импортеров и в итоге приведет к повышению цены автомобилей для конечного потребителя, а как следствие, и к повышению стоимости перевозок. Что, в свою очередь, приведет к удорожанию перевозимых товаров.

Пока импортерам удается сдерживать рост стоимости автомобилей, поставляемых в Россию, чтобы поддерживать конкурентные цены. Но когда будет введен утилизационный сбор на отечественные автомобили, необходимость в этом отпадет, условия конкуренции выравняются.

Россия идет своим путем

Уникальность ситуации заключается в том, что технического регулирования и законодательных требований на национальном уровне по утилизации грузовых автомобилей и автобусов в других странах не существует. «Такое регулирование применимо только в отношении легковых автомобилей и легкого коммерческого автотранспорта. В основном это связано со спецификой технологий и материалов, применяемых при изготовлении данной продукции (например, использование тяжелых металлов в сплавах для повышения технических характеристик, ресурса и надежности узлов и агрегатов. — РБК daily). Общие подходы в вопросах утилизации смогут оказать негативное влияние на экологию, — считает г-н Урманов. — Поэтому требования по технологии утилизации грузовых автомобилей и автобусов являются лишь корпоративными стандартами, предполагающими технологии и системы разборки автомобилей, дефектовки, утилизации одних узлов и вторичного использования других узлов посредством выполнения этих работ на фирменных сервисных станциях автомобильных компаний».

Сгладить негативные последствия введения утилизационного сбора для российских производителей призван закон «О государственной поддержке производителей моторных транспортных средств, их узлов и агрегатов», подписанный в конце июля президентом Владимиром Путиным. Согласно документу государство берет на себя обязательства по компенсации потерь участникам инвестиционного режима промышленной сборки. Предполагается, что такие

потери могут возникнуть у производителей после 1 июля 2018 года в случае повышения импортных пошлин в соответствии с правилами ВТО.

И если сейчас комплектующие для сборки ввозятся по преференциальным таможенным тарифам, то после этой даты при ввозе таких товаров инвесторы будут уплачивать ставку ввозной пошлины в полном объеме.

Но, по мнению Ильдара Урманова, эта инициатива не изменит позиций и стратегий производителей и импортеров. «Закон в основном лишь закрепляет договоренности, принятые правительством России и инвесторами или производителями автомобилей и компонентов в отношении правил и политики промсборки до вступления России в ВТО. Принятие данного закона лишь является логическим действием по сохранению определенных преференций компаниям, принявшим обязательства по промсборке несколько лет тому назад», — считает эксперт.

Фото: autouanews.com

Евгений Барановский

РБК

Что импортировать в Китай
Дневник дальнобойщика: работа в Подмосковье
Procision — новое слово Eaton
КРАЗ: страсти по кабине
Нарезка и «наварка» грузового колеса. Плюсы и минусы