Рынок шин в России в 2012 г. и 1 квартале 2013 г

1 квартал 2013 года

В I квартале 2013 г. российские производители выпустили 12,7 млн. шин, что на 1,4% меньше того же периода 2012 г. Однако по сравнению с мартом прошлого года и февралем текущего отмечается прирост производства шин соответственно на 6,6 и 20,3%.

Выпуск покрышек для легковых автомобилей снизился за первые два месяца 2013 г. относительно аналогичного прошлогоднего периода на 15,8%. Но уже в марте рост производства составил 6,7% относительно марта прошлого года и 16,7% к февралю текущего года. По итогам квартала динамика все еще отрицательная (–3,9%).

Производство шин для грузовиков снизилось в январе–феврале на 1,1%, а в марте – на 1,5%. Для сельхозтранспорта эти показатели выросли на 7,4 и 14,9% соответственно. Выпуск индустриальных покрышек вырос в марте на 4,8%, до 955 тыс. шт.

Индекс производства шин в РФ в январе–феврале этого года составил 92,1% к аналогичному периоду предыдущего года.

Производство шин в I квартале 2013 г.

Рынок шин в России в 2012 г. и 1 квартале 2013 г

Реализация на территории России крупных проектов в области строительства дорог, развития сельского хозяйства, разведки месторождений повлекла за собой увеличение производства в сегментах сельскохозяйственных и индустриальных шин (+11%), грузовых шин (+4%). В целом, в сегменте индустриальных и сельскохозяйственных шин активнее всего развивается ценовой сегмент В (прирост в 2 раза по сравнению с 1 кв. 2012 г.). В сегменте грузовых шин традиционно фиксируется рост производства ЦМК шин (в 2,5 раза по сравнению с 1 кв. 2012 г.).

Рынок шин в России в 2012 г. и 1 квартале 2013 г

В целом российский шинный рынок по итогам 1 квартала 2013 г. продолжил свой рост и составил 16,7 млн.шт. По отношению к аналогичному периоду предыдущего года, рынок вырос на 3%, по отношению к 4 кварталу 2012 г. рост составил 22%.

Основным драйвером рынка стал импорт, объемы которого за 3 месяца 2013 г. приблизились к 8 млн.шт. Если сравнивать с аналогичным периодом 2012 г., то импорт вырос на 4%. Основной рост импортной продукции зафиксирован в сегменте грузовых ЦМК шин (+31%), сегменте сельскохозяйственных и индустриальных шин (+31%). Импорт легковых шин увеличился незначительно – на 1%. География импорта традиционна: Китай (+46%), Южная Корея (+26%), Франция (в 9 раз), страны Восточной Европы (Венгрия +54%, Сербия +53%, Словакия – в 6 раз). Значительный рост объемов импорта продемонстрировали компании, специализирующиеся на OTR шинах, и китайские производители.

При этом фактически увеличение импорта легковых шин премиального бренда и бренда второго эшелона европейских, корейских и китайских производителей в Россию произошло на фоне спада продаж на мировом рынке ведущих мировых производителей по сравнению с аналогичным периодом 2012 г.

Китайские производители планируют в 2013 г. существенно увеличить объемы продаж (на 15%) в денежном выражении по сравнению с 2012 г. При этом объемы производства увеличатся на 4% (до 490 млн. шин). По мнению аналитиков ОАО «Кордиант», необходимо принимать во внимание тот факт, что введение новой шинной маркировки в Евросоюзе привело к снижению объемов ввозимой в Европу китайской продукции, что, в свою очередь, может сказаться на увеличении поставок из Китая в Россию и страны СНГ.

Рынок шин в России в 2012 г. и 1 квартале 2013 г

Анализ шинного рынка по ценовым сегментам

Рост покупательской способности населения и увеличение парка премиальных автомобилей в России существенно влияет на структуру ценовых сегментов национального шинного рынка. По итогам 1 квартала доля сегмента С сократилась до 25% (в 2012 г. доля составляла 27%), объем сегмента В остался неизменным (38%).

В первую пятерку по доле рынка в Росси йской Федерации по итогам 1 квартала 2013 г. вошли следующие компании: Нижнекамскшина (17%), Nokian (12%), Кордиант (12%), Yokohama (9%), Amtel (8%). Лидером сегмент В остается Кордиант с долей 19%. Значительно увеличив импортные поставки, в лидеры среди южно-корейских брендов впервые вырвалась Kumho с долей 11% в сегменте В.

Рынок шин в России в 2012 г. и 1 квартале 2013 г

Рынок шин в России в 2012 г. и 1 квартале 2013 г

Мировой и украинский рынок шин

По данным Европейской ассоциации производителей шин и каучука (ETRMA), европейский рынок сменных шин в I квартале 2013 г. сузился во всех странах. При этом потребительский класс сократился на 12% к I кварталу 2012 г. (до 45,6 млн. ед.). Продажи с/х шин уменьшились на 8%, до 463 тыс. ед., а объем грузовых шин – только на 1% (до 1,88 млн. ед.).

Уже в апреле 2013 г. вторичный шинный рынок Европы после 17-месячного падения снова показал рост продаж на 8% (за исключением России и стран СНГ). При этом сегмент грузовых шин вырос на 14%, что объясняют сменой сезонной резины после затяжной зимы.

Прогноз аналитиков на 2013 г. предполагает, что спрос на легковые шины вырастет на 2%, на грузовые – на 4%.

Китай и Индия будут единственными странами, где сохранится рост шинной индустрии, в других развитых странах производство шин останется ниже докризисного уровня 2008 г. В этом году китайская шинная промышленность достигнет уровня 490 млн. шин (+4%), что соответствует $154,5 млрд. (+15%). В январе–феврале 2013 г. китайское производство составило 138,3 млн. шин, что на 13,8% больше прошлого года, а в марте выросло на 15%. На объемы производства шин влияет усовершенствование шинной промышленности, что ведет к значительному увеличению срока службы покрышек.

После Азии стабильный рост производства шин наблюдается только в Бразилии, где также динамично растет и автопром.

За четыре месяца текущего года выпуск автомобилей вырос на 17%, до 1,68 млн. ед., а объем производства шин за то же время увеличился на 4% (до 22,3 млн. ед.). В том числе доля легковых шин составила 48,3% (10,7 млн. ед.), оставшиеся 51,7% (11,5 млн. ед.) – шины для мотоциклов, грузовиков, автобусов, авиа-, сельскохозяйственной и промышленной техники. Импорт шин за январь–апрель 2013 г. вырос на 2 млн. по сравнению с предыдущим годом – до 9,7 млн. Бразильский рынок шин вырос к прошлому году на 6,9%, до 23,9 млн., в том числе 12,2 млн. – рынок вторичной замены (+15,2%).

В 2017 г. импортная пошлина на готовую шинную продукцию снизится в два раза – до 10%. На грузовые покрышки ставка уменьшится в полтора раза уже в 2015-м. Один из лидеров отрасли – ОАО «Кордиант» – подсчитал убытки от наплыва китайского дешевого импорта: в ближайшие пять лет потери составят более 4 млрд. руб. по легковым и 2,2 млрд. руб. по грузовым шинам. Еще один флагман – «Нижнекамскшина» – предполагает свои ежегодные потери в размере 4,6–6,2 млрд. руб. (15–20% от выручки предыдущего года). В условиях агрессивной импортной политики иностранных производителей российская шинная промышленность имеет шанс выжить, если пойдет по пути консолидации и слияния отечественных производителей.

На Украине выпуск шин для легковых автомобилей в 2012 г. снизился более чем на 8%. Зато показатели выпуска грузовых и крупногабаритных шин превысили прошлогодние результаты на 25 и 22% соответственно.

Ведущий украинский производитель шин ЧАО «Росава» в 2012 г. снизило объемы по всем видам продукции. Объемы реализации составили 1069,8 тыс. грн., или 78,2% от продаж прошлого года. С 2008 г. ПАО «Днепрошина», напротив, значительно нарастило объемы производства шин, но в основном благодаря очень низким показателям сравнительной базы 2011 г.

Внешняя торговля шинами за 11 мес. 2012 г. сократила отрицательное сальдо на $85,1 млн., или на 26%. Этот результат достигнут благодаря увеличению экспорта на 52,9% в денежном исчислении. А импорт в денежном выражении остался тем же, снизившись в натуральном выражении на 6%.

Экспорт украинских шин для легковых автомобилей в Европу в 2012 г. составил 9,9% от всего объема экспорта по весу и 12,9% по стоимости. Наибольшие поставки осуществлялись в Россию и Бразилию – свыше 60% суммарно.

Ситуация на украинском рынке шин неопределенная, к тому же с негативным прогнозом аналитиков. Высокий уровень запасов предполагает незначительный уровень спроса на новые шины.

Производство новых шин на Украине в 2012 г.

Рынок шин в России в 2012 г. и 1 квартале 2013 г

(По данным ОАО «Кордиант», НТЦ «Кама», ФТС, I-Marketing, Росстата, компании Pirelli, Китайской ассоциации резинотехнической промышленности (CRIA)

Фото: zp-avto.ru

О. Москалёва

Основные средства

Тахографы нового поколения появятся в Европе в 2017 году
1200 калининградских грузовиков останутся без водителей
В России будет 45 тысяч интернет-магазинов в этом году
КАМАЗ-5490: альфа и омега
Грузовые запчасти. Конкурентная борьба накаляет рынок