Сергей Когогин теряет Украину

Рынок коммерческих авто в крутом пике

Сегодня ОАО «КАМАЗ» представило отчетность за третий квартал 2013 года. Согласно документу, совокупный объем российского рынка грузовых автомобилей полной массой 14 - 40 т по итогам 9 месяцев 2013 года составил 57,3 тыс. штук, что на 33,4% меньше по сравнению с аналогичным периодом 2012 года. Сказались, по мнению аналитиков автогиганта, снижение инвестиций в основной капитал, динамика работ по виду деятельности «Строительство», ослабление деловой активности, снижение спроса на товары инвестиционного назначения. Кроме того, были распроданы значительные объемы запасов автотехники, накопленные к концу 2012 года, в особенности распродажа запасов автотехники импортного производства. На уменьшение рынка повлиял также переход отечественных производителей на выпуск автотехники экологического класса Евро-4.

На этом фоне ОАО «КАМАЗ» на российском рынке показало, в общем-то, неплохой результат, реализовав 26,6 тыс. грузовых автомобилей и сборочных комплектов, что на 10,6% меньше по сравнению с аналогичным периодом 2012 года. В том числе грузовиков полной массой 14 - 40 т (в том числе сборочные комплекты) было продано 26,1 тыс. штук, среднетоннажных автомобилей полной массой 8 - 14 т — 482 штуки.

По итогам 9 месяцев доля челнинского предприятия на российском рынке грузовых автомобилей полной массой 14 - 40 т составила 45,6% (за аналогичный период 2012 года она составляла 33,8%).

Получаем абсолютное лидерство, доля челнинского предприятия больше, чем у всех иностранных производителей вместе взятых. Таким образом, КАМАЗ в кризисный период вне конкуренции за счет более низких цен, дешевого обслуживания и, конечно, госзаказа. Однако в денежном выражении все выглядит не так радужно. Напомним, что КАМАЗ за третий квартал текущего года потерял 6% от выручки (она составила 77,2 млрд. рублей) и 23,4% чистой прибыли (2,5 млрд. рублей).

Объем рынка среднетоннажных грузовых автомобилей по итогам 9 месяцев 2013 года составил 5,2 тыс. единиц, что на 44% меньше, чем за аналогичный период 2012 года.

Доля КАМАЗа на российском рынке среднетоннажных грузовых автомобилей по итогам 9 месяцев 2013 года составила 9,2% (доля за аналогичный период 2012 года составляла 6,7%).

«Учитывая современные реалии, тот факт, что у нас снизились продажи на 10,6 процента, но при этом ОАО получило прибыль в 2,5 миллиарда рублей — это, конечно, хороший показатель», — отметил газете «БИЗНЕС Online» Олег Афанасьев — руководитель пресс-службы ОАО «КАМАЗ».

Согласно ежеквартальному отчету, челнинское предприятие позаботилось об усилении одного из своих главных преимуществ — доступности обслуживания — и развило дилерскую сеть. Увеличилась дилерская сеть: по состоянию на 1 октября 2013 года она насчитывала 208 субъектов, что на 10 единиц больше, чем на 1 октября прошлого года. Авторизованная сервисная сеть выросла на 6 субъектов — до 195.

По итогам 9 месяцев 2013 года с учетом оперативных данных за сентябрь объем реализации запасных частей производства ОАО «КАМАЗ» на российском рынке по сравнению с аналогичным периодом 2012 года уменьшился на 1,9%.

В условиях падения рынка КАМАЗ снова предпринимает попытку играть по тем правилам, которые помогли ему пережить кризис: более низкие цены, разветвленная сервисная сеть и активная работа с госзаказчиками

Расширенная гарантия не помогла экспорту в Украину

В третьем квартале 2013 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года экспорт автомобилей и сборочных комплектов деталей (СКД) снизился на 40% до 885 автомобилей и СКД (в третьем квартале 2012 года было экспортировано 1476 автомобилей и СКД). Если говорить о географии поставок, то в страны СНГ было поставлено 383 автомобиля и 411 единиц СКД, в страны дальнего зарубежья — 89 автомобилей и 2 единицы СКД. В целом экспорт снизился на 8,5%: с 4941 единицы за 9 месяцев 2012 года до 4523 единиц за 9 месяцев текущего года.

В третьем квартале 2013 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 41,3% снизились объемы экспорта продукции ОАО «КАМАЗ» в Казахстан (третий квартал 2012 года — 813 единиц, третий квартал 2013 года — 477 единиц). Интересно, что по итогам 9 месяцев наблюдается, напротив, рост на 10,1%: с 2698 единиц до 2971 единицы за счет ударного второго квартала.

Снижение объемов поставок было обусловлено ввозом в Казахстан 1844 единиц автомобилей в период с мая по 1 июля 2013 года (в преддверии ввода в Казахстане экологических норм Евро-4 с 1 июля 2013 года). Соответственно, в третьем квартале 2013 года на рынке Казахстана велась продажа автомобилей класса Евро-3, ввезенных во втором квартале.

Гораздо хуже дела обстоят на другом приоритетном направлении. В отчетном квартале по сравнению с аналогичным периодом прошлого года снизились на 33,7% объемы экспорта продукции в Украину (третий квартал 2012 года — 199 единиц, третий квартал 2013 года — 132 единицы). По итогам 9 месяцев более глубокое снижение: на 42,7%, с 637 единиц до 365 единиц.

«К сожалению, сейчас рынок Украины в еще более тяжелом состоянии, чем российский. Поэтому ждать там каких-то особых успехов не приходится. Тем не менее мы там занимаем порядка 30 процентов рынка в своем сегменте и являемся лидерами. Своих позиций мы уступать не намерены. В Казахстане мы тоже лидеры, рынок этой страны сейчас является наиболее стабильным», — прокомментировал «БИЗНЕС Online» Афанасьев.

В третьем квартале 2013 года торговой компанией «КАМАЗ» в Украине предпринят ряд мер для удержания позиций ОАО «КАМАЗ» на рынке. В частности, осуществлены крупные поставки автотехники КАМАЗа. Завершается работа по разработке и внедрению лизинговых программ на автотехнику КАМАЗа в Украине совместно с украинскими лизинговыми компаниями. Запущена программа развития Хмельницкого автоцентра по продажам оригинальных запчастей КАМАЗа с целью вытеснения товаров-заменителей и наполнения рынка оригинальными запчастями КАМАЗа. Даже увеличена гарантия на автотехнику КАМАЗа в Украине до двух лет, и запущена акция по бесплатному ТО-1 для самосвалов. КАМАЗ в Украине запустил масштабную рекламную кампанию. Эффект от всего комплекса мероприятий мы сможем оценить не ранее первого квартала 2014 года.

На долю стран дальнего зарубежья в третьем квартале 2013 года пришлось лишь 10,3% (91 единица автотехники и СКД). Для сравнения: по итогам третьего квартала 2012 года этот показатель составлял 12,7% (188 единиц). Среди стран дальнего зарубежья можно выделить Вьетнам, куда было поставлено 40 единиц автотехники КАМАЗа. В Иране назначен новый дилер ОАО «КАМАЗ» по продаже автомобилей и запасных частей — компания Iran Automobile Co. (Тегеран).

Одним словом, в условиях падения рынка КАМАЗ снова предпринимает попытку играть по тем правилам, которые помогли ему пережить кризис: более низкие цены, разветвленная сервисная сеть и активная работа с госзаказчиками.

Анатолий Воронин — аналитик FIBO Group:

— Третий квартал 2013 года оказался для КАМАЗа хуже аналогичного периода за прошлый год. Впрочем, компания сильно зависит от общей ситуации на рынке, снижения деловой активности в Российской экономике, в частности, сокращения строительного сектора. По итогам 9 месяцев объем рынка упал на 33 процента, что очень много. При этом объем продаж КАМАЗа снизился только на 10 процентов, что говорит о наличии стабильного спроса на продукцию компании. Это же помогло увеличить долю на рынке: с 33,5 процента до 45,6 процента. Последнее обстоятельство должно порадовать инвесторов и руководство завода.

Поставки КАМАЗа в Украину упали на 33,7 процента, в Казахстан — на 41,3 процента.

В штуках ситуация лучше в Казахстане: 477 против 132 на Украине. Отметим, что общий объем поставленных на экспорт готовых автомобилей и комплектов для сборки составил 472 штуки, то есть на Казахстан пришлась половина всего экспорта КАМАЗа. Возможно, что свою лепту в удержании достаточно высоких объемов продаж внес и Таможенный союз

Существенной проблемой является конкуренция с китайскими производителями, в том числе производителями запчастей. В Украине с этим несколько попроще, хотя там существуют иные "отягчающие обстоятельства", в частности, введенный с сентября утилизационный сбор в размере 14470 гривен, хотя он еще, возможно, не оказал решающего действия на продажи.

Я не склонен считать, что у КАМАЗа ситуация в Казахстане лучше, чем в Украине. Хотя действительно, украинский рынок в этом году получил больше внимания со стороны предприятия, однако в Казахстане аналогичные мероприятия были проведены ранее и уже начали действовать.

Фото: business-gazeta.ru

Сергей Кудрявцев, Виктор Османов, Владимир Казанцев

БИЗНЕС Online

Средства за пробег спишут автоматом
Автопарк за 3 дня. Как быстро получить грузовик в лизинг?
Жесткий весовой контроль - в интересах грузоперевозчиков
Импортозамещения в системах слежения за грузовиками не получается
«ЭРА-ГЛОНАСС» не готова к работе из-за неспешности операторов «большой тройки»