Склады Беларуси: высокая стоимость аренды и неудовлетворённый спрос

Склады Беларуси: высокая стоимость аренды и неудовлетворённый спрос
Покупка или долгосрочная аренда складских помещений становится все более популярным видом сделок в Беларуси. Это связанно  как с низким уровнем свободных площадей в аренду, так и с появлением все большего количества крупных компаний на логистическом и розничном рынках. Такие факторы, как транзитное положение страны, рост сектора ритейла стимулируют развитие строительства логистических центров не только в столице, но и вблизи наиболее крупных транспортных магистралей.

В республике принята Программа развития логистической системы Беларуси, в соответствии с которой до 2015 года планируется построить логистические центры на 36 участках.

Наибольшее число участков (14) отведено Минскому региону.

Второе месть занимает Брестская область – ей отведено  6 участков, по 4 - Витебской, Могилёвской, Гродненской и Гомельской областям.

Еще 8 участков под сооружение логистических комплексов в республике выделено вне программы: по 3 участка закреплено за Гомельской и Гродненской областями, 2 – за Могилевской.

На сегодняшний день в республике введены в эксплуатацию следующие логистические центры:

«Брест-Белтаможсервис»

ТЧУП «ШАТЕ-М Плюс»

«Минск-Белтаможсервис»

ООО «Л-Бит Групп»

ИП «БЛТ-Логистик»

ОАО «Белмагистральавтотранс»

ООО «Двадцать четыре»

СООО «Брествнештранс»

РУП «Минск-Кристалл»

ОАО «Озерцо-Логистик»

ООО «ИнтерСтройПортал Плюс».

Для осуществления инвестиционных проектов привлечено более Br1,88 трлн. В то же время до конца 2014 года планируется ввести ещё несколько крупных складских и логистических комплексов.

Современные складские объекты, заявленные к вводу в 2014 году:

Склады Беларуси: высокая стоимость аренды и неудовлетворённый спрос

«Филиал-стоянка подвижного состава» по 4-му пер. Монтажников, 5

Осуществляется реконструкция существующего АБК с надстройкой 3-го и мансардного этажей, новое строительство модульного административного здания, складских, производственных корпусов, автостоянок и очистных сооружений.

Технические характеристики складского комплекса:

Складской корпус – 1 этаж, административное здание – 4 этажа.

   Площадь территории – 34 254 кв. м.

   Площадь застройки – 14 640 кв. м.

   Площадь здания (2-я очередь (склад)) – 9 338 кв. м.

   Строительный объем (2-я очередь (склад)) – 73 830 кв. м.

   Парковка на 84 м/м.

Вторая очередь уже введена в эксплуатацию.

Складской комплекс «Шате-М»

Под складской комплекс отведен земельный участок площадью 3,8 гектара, который расположен в п. Привольный, Минского района. В 150 метрах от участка расположены главный офис и склад. Планируется построить: склад (общая площадь 18 000 м?), магазин, СТО. В здании склада будут также расположены офисные помещения площадью около 4000 м? в двух уровнях.

Логистический центр в ЛК «Белрусинвест»

Центр включает в себя складские площади класса А и офисы класса В

Технические характеристики логистического центра:

   Общая площадь логистического центра: 16 480 м. кв.

   Сервисный центр для грузовых автомобилей с СТО и мойкой (1 030,1 кв. м.): площадь –2 156,8 кв. м

   Административное здание, 3 этажа: площадь –1 186,9 кв. м

   Складской комплекс, класс А: площадь –9 369,2 кв. м

   Складской комплекс, класс В: площадь –12 005,2 кв. м

  Пристройка – распределительный склад (класс А) с административной частью (класс В): площадь склада – 5 308,2 кв. м, площадь офисов –466,2 кв. м

  Логистический центр (класс А) с административной частью(класс В): площадь -16 480 кв м.

Производственно-складской комплекс «Нордальфа»

Земельный участок, отведённый под строительство производственно-складского комплекса общей площадью 15 гектаров расположен в г.Фаниполь Дзержинского района Минской области, между трассами М1 Е30Брест-Москва (7,6км) и Р1 М1 Брест-Минск (1,2 км). Рядом с участком проходит железная дорога Брест-Минск.

В состав основных объектов комплекса будут входить неотапливаемые склады в количестве 23 модулей: площадь каждого модуля 870 кв. м, высота 6 м.; отапливаемые склады в количестве 4 модулей, общей площадью без учета офисных помещений 4 950 кв. м., высота 10 м.; административно-бытовой корпус, площадью 1 500 кв. м.; стоянки для автомобилей (для грузовых – 170 м/м, для легковых – 177 м/м).

Технические характеристики комплекса:

   площадь проектируемой застройки в целом по комплексу –46.909 кв. м.

   строительный объем в целом по комплексу –416.625 кв. м.

   площадь каждого модуля  - 870 кв. м

   высота - 6 м

   административно-бытовой корпус площадью – 1 500 кв. м.

   стоянки для автомобилей (для грузовых – 170 м/м, для легковых – 177 м/м)

Имеются отапливаемые склады в количестве 4 модулей, общей площадью без учета офисных помещений 4 950 кв. м., высота 10 м.

Начало строительства – октябрь 2012 г.

Окончание строительства – 2015 г.

Планируемые общие инвестиционные затраты – 26,5 млн. долл. США.

В 2014 году в эксплуатацию вводится 1 очередь

ЗАО «Лект»

Строительство логистического центра, расположенного вдоль дороги Минск-Мядель, реализуетсяв районе д. Дубовляны.

Объект представляет собой комплекс, состоящий из:

   складского корпуса, общей площадью 37720 кв. м.

   административно-бытового корпуса общей площадью 5 360 кв. м.

   погрузочно-разгрузочных площадок в зоне таможенного терминала и складской зоны

   автостоянок грузового и легкового автотранспорта

   инженерных коммуникаций и сооружений.

Срок ввода – 4-й квартал 2014 г.

Цены выше, чем у «соседей»

Исходя из анализа рынка долевого строительства на сентябрь 2014 г., можно отметить, что средняя цена составляет 987 долл. США. Склады предлагаются в большом диапазоне по площади.

По данным предложения на рынке на сентябрь 2014 г. так называемой «первички» складов, простой неотапливаемый склад, либо неотапливаемый с возможностью отопления в среднем предлагают по 600 долл. США с НДС за кв. м.

Что касается предложений по аренде, средняя цена составляет 8,64 евро/ 1 кв. м. с НДС.

Стоимость объектов класса А в среднем составляет 9,4 евро/ 1 кв. м.

Стоит отметить, что текущий уровень ставок аренды складских помещений класса "А" – самый высокий среди  стран-соседей.

Так, в Польше ставка арендной платы составляет 1,5 евро за кв. м, в Литве 4,5-5,5 евро за кв. м. В первую очередь, такой уровень ставок обусловлен, конечно же, высоким предложением складских помещений. В России ставка аренды достигает 8,5 евро за кв. м.

Тем не менее, государство пытается решить проблему недостатка складов. В реализацию инвестиционных проектов по созданию логистических центров в Республике Беларусь привлечено 1 трлн. 883,73 млрд. рублей. Основные средства приходятся на Минск — 123,5 млрд. руб. (6,56%) и Минскую область — 1 трлн. 508,25 млрд. руб. (80,06%). В столичном регионе располагаются 9 из 12 действующих логистических центров.

На сегодняшний день запланировано строительство складских помещений типа А площадью свыше 500 тыс. кв. м, типа В — около 60 тыс. кв. м, низкотемпературных холодильников — 40 тыс. кв. м, среднетемпературных — 30 тыс. кв. м.

До 2015-го в строительство и развитие логистических центров в общей совокупности предположительно будет инвестировано более 900 млн. долларов США, из них 132 млн. - на развитие транспортно-логистической инфраструктуры.

Подводя итоги всему вышесказанному, можно отметить, что рынок складской недвижимости в Беларуси, таким образом, отличается неудовлетворенным спросом на большие складские помещения. Программа развития логистической системы в РБ может изменить ситуацию со временем, однако на данный момент рынок характеризуется высокой стоимостью аренды из-за сохраняющегося недостатка предложения.

Фото: belrusinvest.by

Про Недвижимость

Кто расчистит логистические «авгиевы конюшни»?
Федеральную дорогу М-5 раскопали и бросили?
«Об этом мосте в республике мечтали 30 лет!»
А. Котов: «Перекрытия федеральных трасс не за горами»
История строительства моста в Крым насчитывает 70 лет