Станет ли Екатеринбург крупнейшим логистическим центром страны?

Станет ли Екатеринбург крупнейшим логистическим центром страны?
Екатеринбургу на рынке региональной логистики несладко. Конкуренты сильны: Казахстан увел азиатские грузопотоки, Челябинск презентовал транспортно-логистическую концепцию, Пермь собирается перехватить западное направление... В мэрии полагают, что создание особой экономической зоны торгового типа поможет Екатеринбургу стать лидером в транспортно-логистической отрасли региона. Создание на территории большого Екатеринбурга Евро-Азиатского торгово-транспортного центра в перспективе сделает город крупнейшим логистическим центром в стране.

По словам Елены Чернышевой, главы городского комитета по товарному рынку, мэрия намерена создать в Екатеринбурге особую экономическую зону (ОЭЗ) торгового типа — тогда уральский мегаполис сможет победить в борьбе за лидерство в транспортно-логистической отрасли УрФО. По логике горадминистрации, налоговые преференции, которые предоставляются резидентам особых экономических зон, привлекут в Екатеринбург инвесторов — появится возможность создать один из крупнейших логистических центров в стране.

«Мы будем продвигать ОЭЗ торгового типа, чтобы дать возможность развития контейнерным терминалам, транспортно-логистическим центрам. Цель проекта — создание на территории большого Екатеринбурга Евро-Азиатского торгово-транспортного центра. Но для этого действия города должны соотноситься с планами региона. Сейчас мы ожидаем утверждения концепции транспортно-логистической системы Свердловской области», — сообщила г-жа Чернышева.

И добавила: к разработке стратегии городские власти привлекут ведущих логистов и транспортников региона.

Уральские бизнесмены солидарны: Екатеринбургу необходимо усиливать свои позиции, так как его окружают сильные конкуренты, которые могут отобрать первенство на рынке. Валерий Денисов, директор по развитию ГК «Оборонснабсбыт» (контейнерный терминал C.I.T.):

«В Кургане планируется строительство крупного логистического центра, ориентированного на поставку товаров из Азии. Реализацию проекта взял под контроль Владимир Путин. Серьезный проект создается и в Челябинске: ТЛК «Южноуральский», ориентированный на поставку товаров из Китая через Казахстан. Это более 400 тыс. кв. м складских помещений. Вдобавок наши восточные потоки пережимает Новосибирск. Сделать распределительный центр и перехватить наше западное направление с перераспределением на север УрФО рассчитывает Пермь. При таких перспективах нам может грозить не только потеря статуса логистического центра Урала, но и отток рабочей силы».

Участники рынка складской недвижимости города добавляют: дефицит качественных складов в Екатеринбурге уже несколько лет составляет 600-900 тыс. кв. м.

По словам Виталия Хиля, директора уральского филиала «Логопарк.ру», в этом году в городе будет введено всего 50-60 тыс. складских квадратов:

«Этого мало, чтобы удовлетворить спрос и насытить рынок предложением. В 2015 г. ситуация не изменится — девелоперы введут максимум 40-50 тыс. квадратов».

Эксперт добавляет: нехватка площадей переориентирует компании, желающие купить или арендовать склады, на соседние города. Так,

серьезную конкуренцию для Екатеринбурга представляют Пермь, Челябинск и Уфа.

«В этом году было несколько крупных сделок, когда предприятия не смогли выбрать подходящие площади в Екатеринбурге и ушли в Челябинск. Тенденция наметилась. Не исключено, что компании начнут всерьез рассматривать соседний мегаполис в качестве альтернативы», — прогнозирует г-н Хиль.

По словам участников логистического рынка, проект создания ОЭЗ торгового типа может быть реализован в юго-восточном транспортно-логистическом узле Екатеринбурга, где уже действует несколько крупных игроков. В частности, свои проекты там реализуют PNK Group, A2, ГК RED, ГК «Оборонснабсбыт».

Добавим, что

разговоры о превращении Свердловской области в крупный транспортно-логистический комплекс ведутся уже давно.

Так, в 2008 г. ИК AVS Group разработала концепцию развития транспортно-логистического комплекса региона. Два года назад глава компании Валерий Савельев на заседании Свердловского областного Союза промышленников и предпринимателей утверждал, что медлить с внедрением концепции нельзя:

«Мы и так потеряли много времени. За этот период Казахстан увел азиатские грузопотоки. Недавно Челябинск презентовал транспортно-логистическую концепцию и тоже планирует перераспределить потоки. Региональные компании уже потеряли объем грузов, а если транспортный коридор пойдет через соседей, у нас останутся грузопотоки только для внутреннего потребления».

Добавим, что в регионе создается ОЭЗ «Титановая долина» — решение о ее формировании правительство РФ приняло в декабре 2010 г. Всего в «Титановой долине» планируется построить 50-65 предприятий по обработке титана для авиастроения, космонавтики, судо- и автомобилестроения, энергетики, медицины, а также заводы по созданию двигателей. Для резидентов ОЭЗ ставка налога на прибыль составит 2% в течение первых десяти лет с момента получения прибыли, 7% — с 11-го по 15-й годы, 15,5% — с 16-го года. Ставка налога на имущество — 0% в течение десяти лет, транспортного налога — 0% в течение одиннадцати последовательных налоговых периодов, земельного налога — 0%. Резидентами «Титановой долины» являются компании «ВСМПО-Новые технологии», «Синерсис», «Стройдизель-Композит», Уральский оптический завод и др. Сейчас на территории ОЭЗ завершается строительство подстанции «Титан» и внеплощадочного хозяйственно-питьевого водопровода от фильтровальной станции в Верхней Салде; появилась вертолетная площадка.

Фото: megasklad.ru

Екатерина Стихина

Деловой квартал

«РОСТЭК» поставил вымогательство на поток?
Питерские холодильные склады: дефицит временно преодолен
Предприниматели-дальнобойщики Волгоградской области: «Мы не дадим поднять транспортный налог!»
Барнаульский дальнобойщик вот уже 13 лет колесит по российским дорогам
Грузим «с шапкой». Как влияет перегруз на узлы грузовых автомобилей