Установка тахографа подорожает вдвое

Тишина в цехах

По разным оценкам, в нашей стране сегодня одних только грузовых автомобилей насчитывается от 6 до 6,5 млн. Кроме них, еще есть автобусы, на которые также нужно устанавливать тахографы. При этом,

в России всего пять заводов, выпускающих тахографы.

Это московские предприятия «Астор-Трейд» и «Штрих-М», «Калужский завод телеграфной аппаратуры», смоленский завод «Измеритель-Авто», а также международная компания VDO, производящая тахографы Continental на отечественном заводе и соответствующие российским требованиям. Каковы мощности этих предприятий? Успеют ли они изготовить необходимое количество приборов? Можно предположить, что определенный запас тахографов хранится на складах предприятий. Но он вряд ли велик.

Как и любая коммерческая структура, производители тахографов работают на заказ. И выпускать сотни тысяч приборов «про запас», скорее всего, не станут. Смогут ли они начать работу в авральном режиме, и за несколько месяцев устранить вдруг образовавшийся дефицит тахографов? Скорее всего, нет.

Так, по словам заместителя генерального директора по автоматизации транспорта компании «Штрих-М» Валентины Усачевой, после переноса срока наступления административной ответственности за отсутствие на автомобиле тахографа, объем их продаж снизился в 10 раз. Поэтому ее компания фактически приостановила производство этих приборов.

После возобновления устойчивого спроса, производство сможет обеспечить массовые заказы с естественной в этом случае задержкой на 3-4 месяца.

Это значит, что перевозчики опять встанут в очередь. И те из них, кто не успеет к установленным Минтрансом РФ сроками, будут оштрафованы.

Впрочем, воспрепятствовать выполнению приказа №36 Минтранса может не одно лишь отсутствие тахографов. Устанавливать эти приборы на автомобили собственноручно или в гараже нельзя. Данные работы должны выполняться специализированными мастерскими.

Мастерских, имеющих право устанавливать тахографы с модулем СКЗИ, в Северной столице сегодня меньше десятка.

«В городе не более семи мастерских, которые могли бы установить тахограф, - говорит генеральный директор одного из таких предприятий – ООО «МОТУС» Роман Ващик. – Но у одних нет автоматизированного рабочего места (АРМ) для этих работ, у других нет специальных карт, у третьих нет обученных специалистов. Я не удивлюсь, если мы сегодня вообще одна из немногих мастерских, которая профессионально устанавливает тахографы в полном соответствии с Приказом № 36. Т.е. мастерская, у которой есть и АРМ, и карты, и подготовленные специалисты».

На Петербург и Ленинградскую область приходится примерно 10% грузового автопарка страны. В компании «МОТУС» уверены, что для того чтобы успеть к установленным Минтрансом срокам, подобных им мастерских в Петербурге нужно в 3-4 раза больше. Однако открывать их, покупать необходимое оборудование и получать разрешения предприниматели не торопятся. Их можно понять. «Введение с 1 апреля штрафов за отсутствие тахографа перенесли на год, - говорит Роман Ващик. - В связи с этим мастерские испытывают снижение потока клиентов. Транспортники не торопятся устанавливать эти приборы. А поскольку у любых перевозчиков затраты сказываются на стоимости услуг и конкурентоспособности, они, видимо, будут тянуть до последнего. И проснутся за пару-тройку недель до истечения срока, установленного Минтрансом».

На первый взгляд, лучше поздно, чем никогда. Проблема в том, что резко увеличить количество мастерских, устанавливающих тахографы, не удастся. Сама процедура не отличается простой и занимает 4-6 месяцев. Надо обучить сотрудников, подготовить специальные площадки, закупить оборудование, получить лицензию у ФСБ и карту мастерской. Можно предположить, что в условиях ажиотажа, у некоторых предпринимателей появится искушение работать по серым схемам. Теоретически это возможно, но выявить это не составит большого труда.

«Любой технически подготовленный инспектор сможет найти ошибки в работе тахографов при его неправильной эксплуатации, присутствии манипуляций, езды без карты водителя или установке контрольного устройства, не соответствующей требованиям законодательства, - считает Роман Ващик. - Штраф за установку тахографа в мастерской, не обладающей аккредитацией, будет равен стоимости установки нового тахографа. Проще говоря, «серые» мастерские будут делать установку дешевле на 10 тыс. рублей, а штрафы за это будут превышать выгоду в несколько раз».

Кстати,

кроме тахографа, автопредприятию необходимо получить именные электронные карты для каждого водителя и карту предприятия.

Производит их только компания ФГУП «Атлас» по заявке водителя или своего единственного пока в Петербурге регионального представителя (ООО «ЦЗИ «Флагман»). Судя по тому, что перевозчики не торопятся устанавливать тахографы, заявок на карты тоже не много. Соответственно, к апрелю 2014 года повторится история прошлой весны, когда срок изготовления карты составлял 1,5-2 месяца. Между тем, эксплуатация тахографа без карты водителя влечет наложение штрафа в размере от 1 до 3 тыс. руб.

Кроме штрафов, предприниматели, откладывающие установку тахографов, должны быть готовы и к другим расходам. Стоимость тахографа с модулем СКЗИ в максимальной комплектации сегодня – 35 тыс. рублей. За установку в мастерских просят еще 12 тыс. Все вместе обойдется в 45-50 тыс. в зависимости от мастерской. Однако

цены на прибор могут начать расти по мере приближения 1 апреля 2014.

Например, последние две мартовские недели, которые Минтранс оставил для установки тахографов, один только прибор мог стоить 80 тыс. рублей.

Казалось бы, чем раньше собственник озаботится установкой этого прибора, тем дешевле она обойдется. Но владельцы грузовиков и транспортных компаний не спешат. По словам руководителя мастерской «МОТУС» Романа Ващика, на прошлой неделе тахографы были установлены на четыре новеньких грузовика IVECO компании «Мясной Терминал», входящей в холдинг «ДИЕТА-18». «Мы сделали это, поскольку понимаем, что чем ближе конец периода, за который автомобили нужно оснастить тахографами, тем сложнее будет попасть в мастерскую, - говорит заместитель директора по логистике ООО «Мясной Терминал» Кирилл Баженов. – Да и на сами приборы цены, скорее всего, взлетят, как это было в конце марта нынешнего года».

Оставь надежду

Учитывая, что стоимость тахографов, к весне следующего года, скорее всего, возрастет, в мастерские выстроятся очереди, и тем, кто не успеет установить прибор, придется заплатить штраф, «борьба с издержками» медлящих с установкой тахографа, о которой говорил Роман Ващик, сомнительна. Во всяком случае, явно не одна она побуждает перевозчиков не спешить. Такое ощущение, что руководители автопредприятий надеются на очередной перенос срока, к которому необходимо установить прибор. Увы, надеяться на это не стоит.

В Северо-Западном межрегиональном управлении государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (СЗУГАДН) нам пояснили, что

хотя взимание штрафов перенесено, нормативные акты, регулирующие установку тахографов не отменены.

«Текущий год и первый квартал следующего дается для того, чтобы все перевозчики подпадающие под действия Приказа Минтранса РФ № 36 успели установить тахографы, - отметил заместитель начальника СЗУГАДН Валерий Иванов. – Сейчас дали отсрочку по штрафам. Но никто не давал отсрочку исполнения федеральных законов и приказов Минтранса, регламентирующих необходимость установки и использования тахографов на междугородних и внутригородских грузопассажирских перевозках, кроме городских и пригородных регулярных перевозок пассажиров. И, тем более, не отменял их. Прямые штрафы скоро введут снова, но и сегодня инспекторы штрафовать за отсутствие тахографов не перестали. Только делают это не за невыполнение Приказа № 36, а за игнорирование предписаний инспекторов СЗУГАДН. Если в остановленном автомобиле инспектор не обнаруживает тахограф, то выписывает предписание об установке прибора. Если по истечении срока, указанного в предписании (обычно 1-2 месяца), тахограф не будет установлен, предприятию придется заплатить штраф за невыполнение предписания инспектора».

Фото: shtrih-m.ru

Всеволод Львов

PravdeVglaza.ru

Строить дороги за счет доходов от платных трасс в России пока нереально
"Крышуем" грузы
На фуре без тормозов: в Мурманске получил срок виновник страшной аварии
Дневник дальнобойщика: работа в Подмосковье
«Наш бизнес хорошо идет в кризис, когда все ремонтируют старое»