В Беларуси предпочитают работать на старых грузовиках

В Беларуси предпочитают работать на старых грузовиках
Выводы о работе предприятия можно сделать, оценив его автопарк. И если служебные автомобили руководителей нередко пускают пыль в глаза, грузовики, на которых выполняются перевозки, честно отвечают на все вопросы. Белорусские компании не спешат обновлять автопарки. «Ежедневник» выяснил, как идут продажи новых среднетонажных грузовиков, работающих по Беларуси и попытался разобраться, в чем причины их невысокой популярности.

Автомобильный бренд, грузоподъемность, вид фургона и количество «тяжелых» машин в парке компании лучше документальной отчетности говорят о направлении и успешности работы.

Немаловажный показатель – возраст, от которого тоже зависят расходы.

Предприятия, считающие деньги, стараются не отказываться от грузовиков после 3-5 лет эксплуатации, чтобы не тратить время и средства на их ремонт. А значит, автопарк обновляется.

Как чувствуют себя отечественные производители и перевозчики, ежедневно отправляющие в дорогу автомобили грузоподъемностью от 3 до 18 т?

«Ежедневник» попытался ответить на этот вопрос с помощью статистики регистрации новых среднетонажных грузовиков.

Важное уточнение: статистика регистрации может расходиться с данными продаж дилеров.

Обзвонив продавцов новых грузовиков иностранных марок, мы уточнили данные, поинтересовавшись причинами, по которым отечественные клиенты заключают договора купли-продажи.

В Беларуси предпочитают работать на старых грузовиках

Подводя итоги продаж грузовиков-2013 в Беларуси, «Ежедневник» составил рейтинг дилеров, представляющих «большую семерки» (DAF, Volvo, Skania, Мерседес, Iveco, MAN, Renault). Нынешние цифры касаются реализации не самого популярного в стране сегмента – MCV, составляющего не более 10-20% от общего количества продаж дилеров «тяжелых» машин. Однако именно автомобили для региональных перевозок отражают состояние отечественного бизнеса. Попробуем дать ему оценку с помощью развозной техники.

Лидер продаж-2013, официальный дилер DAF СООО «ТурбатраксБел» известен в стране более 20 лет. Для работы по стране его клиенты приобретают «легкие» грузовики LF 12, 16 и 18 т полной массы, а также спецтехнику CF для строительного сегмента. Низкая масса последних используется в т.ч. для транспортировки строительной техники и «тяжелых» жидкостей.

«До недавнего времени производитель DAF делал упор на магистральные тягачи, - сообщил «Ежедневнику» менеджер дилера Дмитрий Праценко, - и только в прошлом году принял решение об активном развитии сегмента грузовых автомобилей». Общекорпоративная программа завода выполняется: в стране продается DAF LF стандарта Евро 5, с начала лета клиентам демонстрируют LF Евро 6 в новой аэродинамической кабине. Новинка предлагается в лизинг на 5 лет, но покупателей пока нет.

На среднетонажные Volvo FL и FE приходится около 13% от всего объема продаж грузовиков этого бренда.

Озвучив цифру, директор компании Volvo Group BLR, глава представительства Volvo Truck Corporation в Беларуси Александр Санин пояснил: шведский бренд в стране пользуется большей популярностью, чем французский Renault, с начала этого года оказавшийся под патронажем Volvo Group BLR.

«Региональные грузовики – сегмент с большим потенциалом, пока занятый отечественными производителями, - говорит Санин, - здесь есть над чем работать».

В качестве преимуществ руководитель назвал возможность приобретения грузовика Volvo по прямому договору с заводом. В этом случае покупатель Volvo имеет возможность заключить договор со шведской лизинговой компанией, предоставляющей более дешевые, чем ее белорусские коллеги, услуги.

Не исключено, что именно этот плюс оценили оптовые покупатели грузовиков для региональных перевозок: в 2014 году одна из компаний приобрела сразу 9 Volvo LF, вторая – 2 Renault D-серии, используемой для региональных перевозок. К слову, именно за счет новой D-серии французского бренда дилер рассчитывает увеличить продажи грузовиков Renault в Беларуси, на долю которых сегодня приходится 40% продаж дилера.

Во время подготовки материала стало известно о появлении у дилера новинки – Renault D Access с низким входом в кабину, используемом в коммунальной сфере в условиях узких улиц, дорог и дворов. Спектр применения – обслуживание авиалайнеров и аэродромной инфраструктуры, доставка топлива и нефтепродуктов, создание пожарной спецтехники.

Еще одна возможность выиграть в цене – возведение на приобретенном шасси надстройки (фургона) у белорусской компании. Слуцкое кузовное ателье, Мидивисана, Купава и пр. помогают потребителям сэкономить на утилизационном сборе и таможенных платежах.

Предлагая для шасси голландского бренда белорусские надстройки, дилер MAN «BelTruck&Bus» делает упор на индивидуальный подход. «С клиентом комплектуем автомобиль под конкретную задачу, - рассказывает директор предприятия Виктор Богданович. - Колесная база, грузоподъемность, длина платформы, высота, ширина, тип шин, - учитывается все».

Для внутренних перевозок MAN производит две модели - TGL 8, 10, 12 т полной массы и TGM – от 12 до 18 т.

Упор на продажу «региональных» грузовиков дилер сделал еще во время финансового кризиса 2008 г., когда снизились продажи седельных тягачей, составляющих более 90% продаж. Изучив потребности клиентов, сотрудники дилера предложили строительные и развозные автомобили. Сегодня развозные MAN – в автопарках Коммунарки, Кока-Колы Бевриджиз Белоруссии, Белиты, Витекса, представителей ритейла.

«В настоящее время развозные MAN составляют до 30% продаж,

- говорит Богданович. – А с учетом более «тяжелой» модели TGS полной массой от 18 т и выше, так же используемой для региональных перевозок, то и все 50%».

Не сбрасывают со счетов спецтехнику вроде мусоровозок и шасси, на которые устанавливают допоборудование. «Кобринское предприятие, занятое в переработке отходов пищевого производства, приобрело около 20 MAN, на которые установлен крюковой погрузчик, - говорит Боданович. – Это тоже относится к региональным перевозкам, поскольку отходы собирают по всей стране, доставляя на свой комбинат».

Грузовики P-серии еще одного шведского бренда, используемые для региональных перевозок, занимают около 10% от продаж всех автомобилей Skania в Беларуси.

По словам директора дилерского центра Sсania СП ЗАО «Миллениум групп» Валерия Бобченко, именно на этот сегмент был сделан упор после  введения декрета №6.

«Сегодня внутренний рынок перенасыщен коммерческими автомобилями», - констатирует руководитель. И предлагает сравнить: за полтора года действия декрета (лето 2012 г. - декабрь 2013 г.), в страну, по предположительной оценке, ввезено около 15 тыс декретных машин, при том, что средний годовой объем поставок новых грузовиков дилерами – 1-2 тыс единиц.

Сравнив цифры, приходится согласиться со специалистом: «рынок «тяжелых» автомобилей отсутствует». Активность, которую, по словам Богдановича, начали было проявлять торговые сети страны, разбилась о декрет, льготирующий сельских предпринимателей. «Техники завезли в несколько раз больше, чем нужно рынку, - констатирует Богданович, - и большинство сетей сдулось: на один запрос перевозки поступает до 10 предложений. Целесообразность владения техникой близится к нулю, потому что проблем с доставкой по любым ценам в любые регионы нет».

Итог: разовые сделки купли-продажи грузовиков. «В стране проводятся 1-2 тендера на закупку техники, 1-2 дилера выигрывают их и все. Рынка нет. Еще год придется сидеть без продаж», - подводит итог эксперт.

Как видно, по этой же причине вместо контрактов сотрудник отдела продаж дилера Iveco ООО «Мари» Виктор Железнов говорил с «Ежедневником» о погоде.

«Акцента на региональные перевозки не делаем, – все, что сообщил он о работе автоцентра, - продажи в 2014 году складываются неплохо, количество проданных автомобилей – коммерческая тайна».

Грузовики Mercedrs-Benz, общая доля продаж которых на протяжении последних лет оставалась неизменной – 15% от рынка грузовиков в Беларуси, выживают за счет сегмента грузоподъемностью до 5 т.

«Большим спросом в 2014 году пользуются автомобили Sprinter, - говорит начальник отдела продаж дилера Mercedes-Benz ООО «Энергия ГмБХ» Михаил Нехвядович. - есть спецпредложение в виде увеличенного межсервисного интервала до 50 тыс км. Atego продается в штатном режиме».

Изучая статистику регистрации грузовых автомобилей, «Ежедневник» обнаружил любопытный факт: в 2015 году в страну ввезли 14 грузовиков Mercedes-Benz 2232. По сообщению сотрудника «Энергии ГмБХ», этот код соответствует новому Antos полной массой 20т, созданного на базе Actros и предназначенного исключительно для региональных перевозок. Вот только о поставках в Беларусь этих грузовиков представителю дилера ничего не известно. Как оказалось, производитель не дал разрешения на использование этих автомобилей в странах Восточной Европы. Не исключено, что и не даст, оставшись неудовлетворенным, к примеру, качеством белорусского топлива.

Это значит, что белорусские предприятия ввозят в страну новые автомобили самостоятельно, не прибегая к услугам дилера. И, приехав для ремонта или обслуживания, могут столкнуться с рядом проблем, к примеру, - отсутствием запчастей.

Но это уже совсем другая история.

Фото: inforico.by

Ежедневник (Беларусь)

На МКАД вводится новая нумерация съездов
Таможенный союз несет потери от серых схем
«Q-парк» в Казани пал жертвой оптимизма прошлых лет
Без метлы и валенок: очистители лобового стекла
Зачем КАМАЗ в Украине сменил собственника своих активов?