В дороге всю жизнь!

В дороге всю жизнь!
Накануне Дня автомобилиста в редакцию газеты "Власть труда" пришел Иван Алексеевич Пасменко с большим фотоальбомом. В "книге памяти" коротко, но емко запечатлена вся история "Тувтреста" — первого транспортного предприятия в Красноярском крае, которое почти сто лет назад, в далеком 1929 году, начало осуществлять перевозки грузов на автомобилях. Всю свою жизнь Иван  Алексеевич отработал на этом легендарном предприятии.

— Выбросили за ненадобностью, — кивая на фотоальбом, вздыхает Иван Алексеевич. — Но из памяти те годы не выкинешь...

Иван Алексеевич всматривается в старые фотографии, вспоминая былую славу предприятия, свою юность, молодость и зрелые годы…

— Не поверите — я ведь свою трудовую книжку увидел, только когда меня на пенсию провожали — вся жизнь здесь прошла, за рулем. Первая машина — ЗИЛ-164, грузовая, с полуприцепом. До сих пор помню, как заводил ее в первый раз. Но особенно восхищался людьми, когда узнавал, что один проработал 10 лет, другой — 16, а был такой опытный водитель Корольков, так он вообще к тому времени 21 год отработал! Не думал, что и сам задержусь здесь на 41 год! Я любил свою работу, делал пять-шесть рейсов до Кызыла в месяц, дома редко бывал.

Коллектив и семьи дальнобойщиков были под надежным крылом, чувствовали опеку предприятия. Они и сейчас вспоминают "Тувтрест" как "государство в государстве": свои жилые дома, детский садик, школа, столовая, теплица, хорошо представленные в Абакане и Красноярске учебные заведения, где готовили своих слесарей, ремонтников, водителей. Даже стадион содержали, спортзал, городской Дом культуры. Была и дорожная служба, специалисты прокладывали новые дороги (объездную по улице Суворова и др.), тротуары в городе.

— Первый свой рейс я сделал в качестве пассажира, с опытным водителем. Поехали в Кызыл. Тогда я впервые увидел горы, сколько было впечатлений! И потом, сколько ни ездил в Кызыл по Усинскому тракту, всякий раз дух захватывало от красоты Саян! — вспоминает Иван Алексеевич.

Усинский тракт — дорога от Абакана до Кызыла — имеет богатую историю. Еще в 1863-м году русский купец А. Веселков снарядил первый вьючный караван в Туву. Значительная прибыль от этого предприятия подвигла на решительные действия и других купцов, однако проходы караванов через горные хребты Саян, перевозка грузов водным путем и по зимнику по Енисею часто завершались неудачно, а иногда и трагически. Наконец, в 1910 году началось строительство сухопутной дороги через Саяны.

Первый автомобиль, который прошел по Усинскому тракту в 1923 году от Минусинска до Кызыла, был автомобиль только что образованной минусинской автотранспортной конторы.

— Знаете, в чем плюс работы водителя-дальнобойщика? Каждый день — новые впечатления! Я же сам с Украины, мы вместе с женой переехали в Сибирь, когда я вернулся из армии. Так вот, захотелось мне на родине побывать, пришел к диспетчеру: отправь на Украину, и все, через неделю я уже у родных. Нас восемь человек у матери было, все там остались. Помню, приезжаю я туда на КАМАЗе, да еще с прицепом длиной аж 12 метров. Племянница, девчушка еще была, говорит: дядя, я полчаса вашу машину обходила! Мне, кстати, на пенсию этот КАМАЗ и подарили, до сих пор езжу на нем.

В свое время водители-дальнобойщики "Тувтреста" обеспечивали 60% бытовых и производственных потребностей Тувы. На 90% перекрывали потребности в строительных материалах, технических грузах.

Кроме того, минусинские шоферы ездили по всему Советскому Союзу: в Фергану, Львов, Ленинград, в города Кавказа, Сибири, Дальнего Востока.

— Министр транспорта Трубицин говорил: таких, как ваше предприятие, в России всего четыре, — присоединился к нашему разговору Роман Николаевич Жданов, возглавлявший "Тувтрест" с 1965 года до выхода на пенсию в 2000 году.

Он также приложил немало усилий к созданию "книги памяти". В "Тувтресте" начинал после армии со слесаря. Прошел все ступени: моторист, начальник цеха, ОТК, ПТО, главный инженер. Предприятие действительно развивалось тогда серьезными темпами: более 1000 работников, более 400 дизельных автомобилей, современная производственная база, многие инженерно-технические работники имели высшее автотранспортное образование. Более того, наш главный инженер в послевоенные годы — Освальд Эйзенкрейн — стал первым деканом автодорожного факультета Красноярского политехнического института.

Но в лихие девяностые и "Тувтрест", и другие шесть крупных транспортных предприятий города вдруг стали не нужны государству…

— Тува отказалась от наших услуг, республика переживала нелегкие времена, краевое руководство требовало приватизировать имущество предприятия, местные же власти не стали рассматривать наши возможности. А ведь предприятие могло бы полностью взять на себя все хозяйственные вопросы города — от ЖКХ (включая дороги!), транспортного обеспечения до поддержки предприятий (у нас только рефрижераторов было под сотню!). Сейчас остается только вспоминать былое… Когда встречаемся с коллегами, первая фраза: а помнишь? Значит, все-таки хороший след предприятие оставило в судьбе каждого, как вы считаете?

— Для нас День автомобилиста — не просто праздник, мы провели в дороге всю жизнь! — добавляет Иван Алексеевич. — Да, дальнобойщик в дороге один, он тут и юрист, и экономист, и слесарь, но до выпуска в рейс над подготовкой техники, изучением и проработкой маршрута работала вся команда предприятия — инструментальщики, слесари, механики, диспетчеры — всех и не перечислить. И я очень горжусь, что работал в "Тувтресте", после акционирования — МАТАФе.

— В День автомобилиста принято желать водителям здоровья и гладких дорог, — подытоживает нашу беседу Роман Николаевич. — Но мои коллеги знают: водителям я всегда желаю иметь запас тормозного пути — как в жизни, так и в дороге! И, конечно, чтобы в любой момент можно было нажать на педаль газа и стартануть!

Фото: vtruda.ru

Елена Вернер

Власть труда

Регистрация новых автомобилей: растет доля иностранных грузовиков
Готово ли российское машиностроение к запрету иностранной техники?
Дороги Новосибирской области под угрозой
Запрет на движение большегрузов по Благовещенску узаконят на региональном уровне
Переправная математика, или почему на кое-каком полуострове все так дорого