«В сегменте ЦМК шин очень жесткая конкуренция»

«В сегменте ЦМК шин очень жесткая конкуренция»
Об ассортиментном обновлении «Белшины», реализации продукции, новинках, в том числе первой зимней шине для коммерческого транспорта, о ходе технического перевооружения производства и непростой рыночной ситуации рассказал генеральный директор ОАО «Белшина» Николай Владимирович Чиркун в беседе с корреспондентом газеты «Шинник».

– Сегодня наш ассортимент насчитывает более 300 типоразмеров шин, но рынок требует новые модели. И мы их разрабатываем. Например, уже порядка 50 процентов типоразмеров легковых шин, поставлены на серийное производство под брендом «Artmotion» и «Artmotion Snow». В том числе с первого апреля начался массовый выпуск шин 175/70 R13 и 185/60 R14 (это аналоги Бел-100 и Би - 555), шины из новой линейки модели Bel-273, которую мы рекламируем под брендом «Astarta».

По зимним шинам завершены лабораторно-дорожные испытания, и в апреле будут освоены еще 4 типоразмера, а к концу мая – середине июня планируем поставить на производство все шины из линейки «Artmotion Snow». Параллельно решается вопрос о закупке пресс-форм для выпуска шин этой линейки под ошиповку под брендом «Artmotion Spike».

В марте завершены с хорошими результатами испытания еще одной новой шины 185/75 R16С модели Bel-293, которая дала начало новой линейке под брендом «Bravado». Надо отметить, что

это первая на «Белшине» чисто зимняя шина для коммерческого транспорта.

Конструкцию этой шины разработали в УПКШ, а дизайн рисунка протектора – в отделе рекламы и выставок. Это первая такая совместная творческая работа. Развитие этой линейки мы продолжим в моделях Bel-303 и Bel-313.

На ЗМШ на новых голландских сборочных комплексах MAX фирмы VMI, рассчитанных на сборку шин практически без участия человека, начата отработка шин для легковых и легких грузовых автомобилей Bel-24-1, Bel-262 с посадочным диаметром 15 -16 дюймов. Уже отработана технология сборки шин 175 R16C Би 522, 235/75 R15 Bel-24-1, 205/55 R16 Bel-262.

– Особый интерес вызывают цельнометаллокордные шины...

– И мы уделяем большое внимание повышению качества и расширению ассортимента грузовых ЦМК шин. В феврале были завершены работы по модернизации шины Bel-158, и сейчас ее заменила новая модель Bel-158М размера 315/80 R22,5, а также освоена новая модель шины для задней оси автомобилей междугородних перевозок модели Bel-278 размера 315/80 R22,5. Завершаются работы по постановке на производство новых шин для магистральных автопоездов моделей Bel-138М (задняя ось) и Bel -148М (передняя ось) размера 315/70 R22,5.

В них модернизирован рисунок и оптимизирован профиль протектора, что позволило снизить температуру шины во время эксплуатации, повысить ее надежность и долговечность.

В ближайшее время для эксплуатационных испытаний, которые будут проводиться в Иркутске, Казахстане, других регионах, а также торговой компанией ТЗК «Газ», начнется отгрузка первых партий шин размера 12.00 R20 модели Bel - 288, а также шин размера 14.00 R20 модели Bel -248. Они, кстати, изготавливались на том же комплексе, где производится сборка шин размера 16.00 R20, что позволит максимально загрузить это оборудование, увеличить его производительность и получить дополнительные экономические выгоды.

– Не обделен ли вниманием рынок Юго-Восточной Азии?

– Завершаются работы по постановке на серийное производство шин моделей Bel - 296 и Bel - 298, которые были разработаны как раз для поставок в регион Индонезии, Сингапура. Пробная партия этих шин была направлена и в Панаму.

Проводится также отработка ЦМК шины размера 12.00 R24 модели Bel - 308 с глубоким рисунком протектора. Буквально на прошлой неделе начались ее стендовые испытания. После их завершения, партия шин будет отгружена в Индонезию.

– Но сегодня важно не только произвести конкурентоспособную шину, но и продать ее. Как обстоят дела с реализацией и продвижением наших шин на рынки сбыта?

– На самом деле тяжело. Вы видите ситуацию в мире. Мы сталкиваемся с демпинговыми проявлениями со стороны китайских поставщиков и прямых конкурентов. То есть, по тем рынкам, которые не были для нас премиальными в части прибыли, работаем в условиях жесточайшей конкуренции, нас пытаются любыми способами не пустить туда или выдавить. Но, тем не менее, за 1-й квартал был реализован 1 миллион 175 тысяч шин на сумму в 152 миллиона 771 тысячу долларов.

Текущий год, как и прошедший, будет тяжелым, и ожидать роста в части реализации сверхкрупногабаритных шин, а это наш основной экономический драйвер, не приходится.

Мировая горнодобывающая промышленность по-прежнему стагнирует. Цены на руду и уголь находятся на минимуме.

– Результат перепроизводства?

– Это связано с кредитными ресурсами, которые китайские финансовые структуры выдавали в 2011-2013 годах. Они были обеспечены железорудными сырьевыми стратегическими запасами. При наступлении обязательств по платежам организации, привлекавшие кредиты, оказались неплатежеспособными. И в качестве погашения их долгов началась реализация железорудных запасов, что, соответственно, сбило цены на рынке и подстегнуло кризис.

– А стоит ли у нас проблема складских запасов?

– Мы с ней боремся, и динамика положительная. В то же время чтобы иметь нормальный объем реализации и быть способными обеспечить любой заказ, по расчетам управления реализации продукции нам необходимо порядка 150-160 процентов на остатке.

– Какие сегодня для нас самые горячие рынки?

– Высокорентабельным остается внутренний рынок и Россия. Несколько хуже обстоят дела в Казахстане и Украине. Большие перспективы связываем с Юго-Восточной Азией. В общем, на всех традиционных рынках сохраняем свое присутствие, уходить не собираемся и не дадим себя с них вышибить.

– А чтобы удержаться, какие маркетинговые ходы предпринимаются?

– Прежде всего, дифференцированное ценообразование. Анализируя конкретную конкурентную среду, на каждом рынке выстраиваем соответствующую ценовую политику. В условиях кризиса для того, чтобы конкурировать, нужно быть эффективным по цене. Но часто это ведет к снижению рентабельности, а это – уменьшение прибыли. И поэтому сегодня стоит задача не только наращивать объемы производства, но и постоянно пересматривать с существенным снижением затратную составляющую на каждом рабочем месте. Это жизненно необходимо. Без снижения затрат мы можем оказаться неконкурентоспособными.

Также мы широко проводим рекламные акции и презентации. Недавно была разработана программа мероприятий по продвижению грузовых ЦМК шин. Думаю, ни для кого не секрет, что сегодня в этом сегменте очень жесткая конкуренция. Тем не менее,

в прошлом году в России рост по ЦМК шине у нас составил 41 процент.

И в этом направлении мы продолжаем работать.

А еще наши торговые дома при заключении контрактов детально прорабатывают каждую компанию, чтобы исключить вероятность неплатежей и судебных разбирательств.

– А много и многие ли должны нам?

– У всех торговых домов, так или иначе, есть дебиторская задолженность, в том числе и та, по которой проводятся судебные мероприятия. Но ситуация в мире такова, что наши конкуренты дают сегодня отсрочки платежей более чем на 180 дней, а некоторые и на год. В частности, по легковой шине российское ООО «Нокиан Шина», а у ОАО «Нижнекамскшина» и «Кордиант» есть летние программы, по которым предусмотрена рассрочка платежей на сезон. Что касается СКГШ шин, то наш прямой конкурент Bridgestone дает отсрочку до 120 дней всем крупным контрагентам.

– В то же время от потребителей на внутреннем рынке были жалобы, что нашу шину не купить…

– Да, у нас ограничены производственные мощности, и шину мы стараемся продавать там, где она более выгодно продается. Кроме того, не секрет, что «Белшина» – экспортно ориентированное предприятие, зарабатывающее для страны валюту. Да и нам на приобретение сырья, техперевооружение нужны доллары и евро. Но если те шины, что мы реализуем на экспорт, продадим в Беларуси, то не получим валютную выручку. Поэтому сегодня четко анализируется производственная программа, и невостребованные шины снимаем с производства либо с помощью маркетинговых или технических мероприятий продлеваем их жизненный цикл. Это касается рисунка протектора шины, конструкции и даже типоразмера.

– Масштабное техперевооружение, которое переживает сегодня «Белшина», тоже нацелено на снижение издержек производства и повышение конкурентоспособности нашей продукции. Все ли задуманное удалось осуществить?

- Считаю, что 2014 – 2015 годы – это прорывные годы нашего техперевооружения. Если мы сделаем все запланированное, то можно считать, что перед предприятием открылись очень большие перспективы и у него есть хорошее будущее.

Напомню, на ЗМШ реализуются два основных проекта – увеличение мощностей по грузовым шинам ЦМК и освоение легковых шин с посадочным диаметром 15 – 20 дюймов. Что касается последнего, то уже смонтировано два комплекса MAX фирмы VMI и ведется наладка третьего. Провели конкурс по вулканизационным прессам. Будет закуплено 20 прессов, и сейчас идет стадия подготовки контракта. Я думаю, на следующей неделе мы его подпишем. Смонтирован станок для колец и крыльев легковых шин.

По ЦМК шинам на завод поставлены линии по выпуску профилированных деталей и на подходе линия по раскрою брекера. 21 апреля начнется шеф-монтаж этого оборудования.

Недавно специалисты словацкой компании провели инжиниринговый аудит и оценили ЗМШ как завод, готовый производить высокоскоростные легковые и ЦМК шины. Правда, с небольшой оговоркой – надо вернуть перегретую воду и сделать модернизацию подготовительных цехов.

– Что и будет делаться в этом году?

– Да. Работы уже идут, в мае закроем поставку всего оборудования и по нашим планам в конце лета перегретая вода должна прийти на ЗМШ.

В эти дни стартует масштабный проект – начинаем получать оборудование для линий резиносмешения, и в мае будут поставлены две первые линии. А всего на ЗМШ и ЗСКГШ будет установлено по четыре резиносмесителя.

– Что нам даст их установка?

– Процесс резиносмешения будет принципиально изменен. Мы сможем вести контроль температуры и технологических процессов. Появится возможность частично заменить тех­углерод на силику, это даст нашим шинам принципиально новые качества в сопротивлении качению, экономичности, сцеплении с мокрой и обледенелой дорогой. Кстати, эта рецептура уже успешно прошла тестовые лабораторно-дорожные испытания.

Сейчас работники РСЦ и цеха капитального ремонта мехзавода ведут демонтаж старого оборудования и подготовительные строительные работы на нулевой отметке. До сентября на комбинат прибудет 300 седельных тягачей с оборудованием по резиносмешению. А до конца года к нам поступит порядка 400 фур с новой техникой. Всего же в этом году в техперевооружение запланировано инвестировать 2,7 триллиона рублей и освоить по году 1,6 триллиона рублей.

– Просто космические цифры.

– Да, цифры колоссальные. Но, сами понимаете, финансовые средства нам нужно заработать самим. А для этого на каждом рабочем месте мы должны экономить сырье и материалы, беречь энергоресурсы, снижать производственные издержки. Не первый раз шинники ставят перед собой грандиозные задачи и с успехом их добиваются. Не сомневаюсь, что так будет и на этот раз.

Это касается и одного из самых перспективных инновационных проектов – создания производства ЦМК шин радиальной конструкции с посадочным диаметром 57 и 63 дюйма на заводе СКГШ. Работа по его реализации идет полным ходом. Объявлен конкурс на приобретение оборудования, мы выбираем надежных поставщиков высококлассного эксклюзивного оборудования. Но надо учесть, что срок изготовления необходимых нам под этот проект линий и станков очень долгий.

– А какие изменения грядут на ЗКГШ?

– Уже сегодня на заводе стоят ящики, в которых упакована линия по производству прослойки гермослоя. Ее монтаж позволит ликвидировать каландры и вальцы, на которых уже давно в мире никто не работает. В пусконаладочном режиме находится универсальная линия по раскрою каркаса и брекера для сельхозшины. В мае она будет запущена в работу. На следующей неделе наши специалисты выезжают на приемку универсальной линии по выпуску колец и крыльев для сельхозшины. На мехзаводе изготовлены и смонтированы три станка под этот проект и два планируем закупить. Сейчас объявлен конкурс, готов акт технического соответствия и есть уже четыре претендента. Думаю, в этом месяце заключим контракт.

– С внедрением нового оборудования возникает проблема обучения кадров…

– Что касается обучения, то это тот вопрос, который мы раньше упускали, а сейчас придаем большое значение. В частности, по проекту резиносмешения из специалистов ЗСКГШ и ЗМШ сформированы две группы, которые обучают у себя производители оборудования. Эти люди будут принимать участие и в пуско-наладочных работах.

Кроме того, мы кардинально изменили отношения с Белорусским государственным технологическим университетом. Он стал базовым вузом по подготовке инженерных кадров для комбината. У нас открыт филиал профилирующей кафедры. По нашей инициативе и под потребность «Белшины» в БГТУ введена новая специальность и начато обучение конструкторов шин и пресс-форм. Мы дали старт пилотному проекту по целевой подготовке молодых специалистов. Не менее тесно работаем и с нашими колледжами. И все для того, чтобы выпускники этих учебных заведений получили знания, соответствующие мировому уровню и могли без переподготовки работать на нашем нынешнем оборудовании и в современных условиях производства.

- И под занавес вопрос, который давно стал притчей во языцех – это заработная плата. Чего ожидать шинникам: ее роста, снижения или она останется на том же уровне?

– Кто-то из мудрецов однажды изрек: «Мир меняется, и мы меняемся вместе с ним». Это я к тому, что время, когда зарплату просто платили, ушло в прошлое. Сегодня ее нужно именно зарабатывать. Спросите, каким образом? Отвечаю – повышением производительности труда, высоким качеством продукции, применением новых технологий и рецептур, совершенствованием организации производства, увеличением продаж на традиционных рынках и экспансией на новые рынки сбыта, расширением ассортимента шин. И первую скрипку в этом, я считаю, должны играть инженеры, технологи, конструкторы, словом, все специалисты предприятия. Прежде всего, от вас должны исходить креативные идеи, инициатива. Вы должны вести за собой людей. Мы все в одной лодке, и вместе мы – сила. Наша «Белшина» – родное предприятие каждого из нас. И относиться к нему мы должны как к своему родному. Беречь ресурсы, беречь оборудование, беречь рабочее время.

А еще наша зарплата зависит от издержек производства: чем ниже затраты, тем выше зарплата. Поэтому, чтобы росли начисления в расчетном листке, экономить и снижать затраты должен каждый на каждом рабочем месте. А в общем-то никто не должен сомневаться, что заработная плата у шинников будет достойной.

И не надо забывать, что кроме зарплаты шинники имеют очень весомый социальный пакет гарантий и льгот, закрепленный в основном законе предприятия – коллективном договоре, который на конференции трудового коллектива подписали наниматель и профсоюзный комитет.

Фото: shinnik.by

Валерий Зиновский

Шинник.by

Семья уже пять лет платит налог за угнанный грузовик
Владимир Путин спросил у Сергея Когогина про новый КАМАЗ
В Зеленоградске осужден безжалостный разбойник, напавший с топором на грузоперевозчика
Уволенные из «Тракторных заводов» создавали технику для конкурента
Mitsubishi Fuso Canter Eco Hybrid. Гибрид на коротком плече