В Сибири все ещё не хватает бензина

В Сибири все ещё не хватает бензина
В Новосибирской области независимые нефтетрейдеры обеспечены топливом лишь на треть от необходимого объема, в других регионах Сибири величина поставок ГСМ также все ещё недостаточна, отмечают участники рынка. Как только бензин поступает на АЗС, он тут же распродается "с колес". Корреспондент "КС" попытался разобраться в ситуации.

Ограничения поставок бензина в субъектах Сибирского федерального округа по-прежнему сохраняются, сообщила «КС» президент ассоциации независимых нефтетрейдеров «Сибирь-ГСМ» Юлия Золотовская, при этом, если бы не были приняты административные меры, ситуация на рынке была бы ещё более плачевной. Однако о восстановлении поставок в прежних объемах говорить преждевременно — как только бензин поступает на АЗС, он тут же распродается «с колес», подчеркивает эксперт: независимые АЗС в Новосибиркой области реализуют по 4 тыс. тонн АИ-92 и 2 тыс. тонн АИ-95 в неделю — эта потребность закрыта лишь на 30%.

В Сибирском федеральном округе бензин поставляют Ачинский НПЗ «Роснефти» и Омский НПЗ «Газпромнефти», при этом в розничном рынке Ачинское предприятие «Роснефти» не представлено — с него привозится в основном дизельное топливо, а не бензин, уточняет Золотовская, а Омский НПЗ к тому же отгружал часть объемов топлива в пользу Московского НПЗ.

Ситуация должна выправиться после того, как Омский НПЗ восстановит объем выпускаемой продукции, прогнозирует она. В «Газпром нефти» комментарий по актуальной ситуации получить не удалось. Один из участников рынка знает, что завод заработал на полную мощность с этих выходных и за выходные отгрузил Московскому НПЗ 9 тыс. тонн АИ-92.

Особенно остро ситуация с нехваткой топлива  стояла в Новосибирской и Иркутской областях. В первую неделю октября закрывались АЗС «Газпром нефти» в связи с нехваткой АИ-95, на 2-3 неделе были зафиксированы остановки на 7 станциях по причине дефицита АИ-92, прекратила работу иркутская сеть АЗС «Крайснефти», вспоминает Золотовская.

После остановки Ачинского НПЗ в связи с пожаром летом 2014 года стоимость транспортировки бензина в Иркутскую область в августе по сравнению с январем текущего года увеличилась на 38% — с 1,19 тыс. руб. до 1,9 тыс. руб.,

подсчитали в иркутском УФАС.

Возможной причиной нехватки бензина на независимых АЗС начальник департамента переработки нефти и газа Минэнерго Михаил Грязнов в интервью «Коммерсанту» назвал то, что участники рынка пропустили договорную кампанию и поздно прислали заявки, причем сделали это намеренно, дабы использовать региональную администрацию в качестве рычага для получения дешевого бензина, которого на всех не хватит.

С такой позицией не согласен начальник управления контроля ТЭК ФАС Дмитрий Махонин. Он не разделяет мнение, что сами независимые АЗС нагнетают ситуацию, а текущие проблемы — это вопрос не наличия топлива, а цены его приобретения. Вместе с тем, он признает, что соотношение цен на бензин в розничном сегменте рынка и оптовом сегменте сейчас таково, что АЗС не имеют маржи и независимым участникам рынка приходится сейчас работать на грани выживания. УФАС провела проверку на предмет манипулирования ценами на нефтепродукты со стороны крупных участников биржевых торгов. Махонин видел бумаги, подтверждающие то, что поданные нефтяным компаниям заявки не удовлетворяются в полном объеме, при этом, по его данным, эти заявки не являются раздутыми. УФАС в начале октября предупредила «Газпром нефть» и «Роснефть», чтобы те не ограничивали отгрузки бензина независимым нефтетрейдерам.

Получая отказ в поставках по прямым договорам, независимых нефтетрейдеров вынуждают закупаться на бирже, где цены в условиях олигопольного российского оптового рынка нефтепродуктов являются для них неподъемными, констатировал в интервью «Коммерсанту» глава Российского Топливного Союза Евгений Аркуша. На прошлой неделе замглавы ФАС Анатолий Голомолзин сообщил, что цены на бензин начали стабилизироваться, а на дизтопливо цена сезонно повысилась, но темпы её роста близки к темпам инфляции.

Совладелец новосибирской сети АЗС «Сибнефть» Владимир Тамурко отметил «КС», что его склад ГСМ на сегодняшний день практически пуст, так же как и большинство складов нефтепродуктов в Новосибирской области. Схожая ситуация на Алтае, в Кемеровской, Омской, Иркутской областях, знает он. Улучшение ситуации ожидалось после 20 октября, когда планировался запуск Московского НПЗ, напоминает Тамурко, однако его работа пока что так и не восстановлена. Но даже после запуска производства потребуется порядка 2-3 недель, чтобы поставки достигли требуемого объема, уточняет Тамурко. Золотовская рассчитывает, что бензина будет достаточно к началу ноября.

По данным СПбМТСБ с 17 октября биржевая цена на бензин начала снижаться: к 27 октября стоимость тонны АИ-92 на внутреннем рынке уменьшилась за этот период с 40,587 тыс. руб. до 39,45 тыс. руб. (на 2,8%), АИ-95 — с 43,626 тыс. руб. до 41,852 тыс. руб. (на 4,1 %)

Снижение биржевых цен на бензин повлияет на розничный рынок лишь опосредованно: на бирже нефтяные компании ведут торги друг с другом, но по факту ни одна из сетей АЗС не работает на биржевом продукте,

солидарны Тамурко и Золотовская. При этом биржевая цена за тонну на 4-5 тыс. руб. выше, чем оптовая цена «Газпром нефти».

Бюджет Новосибирской области практически не пополняется налогами с ГСМ, поскольку у большинства сетей АЗС отсутствует прибыль, рассказывает один из участников рынка. В свою очередь губернатор Владимир Городецкий, отвечая на вопрос корреспондента «КС», указывал недополучение налогов на прибыль с ГСМ в числе причин, вынудивших принять решение о перераспределении сборов по НДФЛ от муниципалитетов в пользу региональной казны. Кроме того, признается собеседник «КС», повышенная цена на топливо у нефтяных компаний толкает многие АЗС на приобретение некачественного продукта.

Фото: region.metronews.ru

Георгий Яшунский

Континент Сибирь Online

RFID на производстве подъемного оборудования
Первый в России путепровод на платной основе
Прикатили колесо
Книжки МДП возвращаются в Россию
Покатались и хватит